Поделиться

Псалмы на каждый день — День четвертый

В этот день мы читаем 94-ый и три начальных стиха из 95-го псалма.

И произносится следующий текст:

Б-г мести, Г-сподь, Б-г мести, явись! Поднимись, Судья земли, воздай по заслугам высокомерным! Доколе нечестивым, Г-споди, доколе нечестивым ликовать? Разглагольствуют, говорят заносчиво, хвастаются все творящие беззаконие. Народ Твой, Г-споди, притесняют и наследие Твое мучат, вдову и пришельца убивают и сирот умерщвляют. И говорят: не видит Г-сподь и не разумеет Б-г Яакова. Поймите же, невежды из народа! И вы, глупцы, когда образумитесь? Неужели не слышит создавший ухо или не видит сотворивший глаз? Наказывающий народы – ведь (и вас) покарает Он, научающий человека знанию. Г-сподь знает мысли человека, (знает), что суетны они. Счастлив человек, которого наказываешь Ты, Г-споди, и Торе Своей обучаешь, чтобы дать ему покой в дни бедствия, пока не выкопана будет яма нечестивому. Ибо не покинет Г-сподь народ Свой и наследия Своего не оставит, потому что возвратится суд к справедливости, а за ним – все прямодушные. Кто восстанет за меня против злодеев? Кто встанет за меня против творящих беззаконие? Если бы не Г-сподь в помощь мне, скоро в могиле поселилась бы душа моя. Если говорил я: «Пошатнулась нога моя!» – милость Твоя, Г-споди, поддерживала меня. Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою. Станет ли другом Тебе (сидящий) на престоле нечестивости, делающий беззаконие законом (себе)? Толпами собираются они на душу праведника и кровь невинную обвиняют. Но был Г-сподь оплотом мне, и Б-г мой – скалой защиты моей. И Он воздал им за беззаконие их и за злодейство их истребил их, истребил их Г-сподь Б-г наш.

95 псалм

Идите, петь будем Г-споду, восклицать радостно скале спасения нашего! Предстанем пред Ним с благодарностью, с песнями восклицать будем Ему, потому что Б-г великий Г-сподь и Царь великий над всеми божествами.

Комментаторы утверждают, что эти псалмы представляют из себя ни что иное, как молитву Моше, в которой он просит Всевышнего-го приблизить возвращение из изгнания/галута. Просит Его отомстить злодеям, как было нам обещано через пророков: «Ибо вот приходит день тот, пылающий, как печь. И станут все надменные и все, творящие преступление, как солома, и спалит их день грядущий тот, сказал Гос-дь Воинств, так что не оставит им ни корня, ни ветки». /Малахи 3,19/

Давайте теперь вспомним, что происходило в четвёртый день творения:

И сказал Б-г: Да будут светила/мэорот на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет; И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю! И было так. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю, и править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Б-г, что хорошо. И был вечер и было утро: день четвертый. /Берейшит 1,14-19/

Итак, в четвёртый день были созданы «большие светила», которые излучали свет. День стали отличать от ночи и появилась возможность выделять различные периоды во времени: праздники, дни, годы.

Но ведь что-то подобное уже было в первый день творения. Всевыш-ий создал Свет, отделил его от тьмы. Свет назвал днём, а тьму – ночью. Зачем нужно было снова повторять этот процесс? Встаёт логичный вопрос: этот ли процесс повторяется? Может в четвёртый день происходило нечто другое? Попробуем с вами разобраться.

В первый день творения источником Света был Творец, а в четвёртый день – свет исходил от созданных светил, солнца, луны и звёзд. Хотя и то, и другое явление названо одним словом «свет», но понятно, что их природа была различной. Одно слово мне хочется почему-то написать с большой буквы, а второе в маленькой. И вот что интересно, есть различие в написании на иврите этих слов. В первый день слово «свет» написано с буквой «вав», а в четвёртый – без оной. Исчезновение буквы «вав» говорит нам о том, что сохранена только внешняя оболочка предмета или явления, а его внутренняя сущность практически отсутствует. Например, для сравнения представим, что есть человек, а рядом с ним кукла, изображающая этого человека. То есть, свет четвертого дня отличался от того, что было создано в первый день, отсутствием Бож-ного содержания. И «день-ночь» первого дня творения, конечно же, было не то же самое, что «день-ночь» четвёртого.

Принято называть Свет первого дня первозданным. Куда же девался первозданный свет, существовавший до четвёртого дня? Он был «сокрыт», спрятан, а его место занял свет, излучаемый светилами. Свет, лишённый высшего Бож-него содержания. Что это значит? А то, что в мире появилась иллюзия, оболочка, выдающая себя за реальность.

Сокрытие первозданного Бож-ного Света и есть начало «изгнания», того, что мы в дальнейшем назовём «галутом». Слово «светила/мэорот», написанное без буквы «вав» вполне может быть воспринято, как множественное число от слова «мэра», что означает «проклятье». Видимо поэтому наши комментаторы называют день четвёртый «днём проклятий». Раши говорит, что именно в этот день маленькие дети могут заболеть дифтеритом. Вот его дословный комментарий: «В четвёртый день недели некоторые принимали на себя пост, чтобы защитить детей от дифтерита».

Я понимаю, что во времена Раши дифтерит был очень опасен, а в наше время это страшная болезнь практически побеждена. Замечу только, что нет на земле болезням (и в прямом смысле слова и в переносном) конца, хоть они и называются по другому. А посему суть четвёртого дня от этого не изменилась. Сокрытие первозданного высшего Света, породившее иллюзию и обман, создало предпосылку, когда материальность заявила о себе, как о единственной реальности, управляющей всем в нашем мире. И в этой узурпации власти материальным я усматриваю корень галута/изгнания.

«Нечестивые», против которых Моше возносит свою молитву, это и есть сторонники иллюзии. А «невежды из народа» — их поддержка. Одолеть их может только «Б-г мести». Самый финал молитвы Моше, три стиха из 95-го псалма, полны оптимизма и надежды, потому что Всевыш-ний одолеет всех идолов и «куколок» — подобие человека. И «не покинет Г-сподь народ Свой»! В том случае, если, читая этот псалм, мы сможем осознать, что «счастлив человек, которого наказываешь Ты, Г-споди, и Торе Своей обучаешь, чтобы дать ему покой в дни бедствия», то четвёртый день станет днём начала нашего возвращения к Шаббату, способному подарить нам первозданный Свет Творца.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com