Поделиться

Псалмы на каждый день | День третий

Сегодня мы читаем 82-ой псалм. Вот его содержание:

Псалм Асафа. Б-г стоит (присутствует) в общине Б-жьей, среди судей судит Он. Доколе судить будете неправедно и оказывать предпочтение нечестивым? Сэла! Судите бедного и сироту, угнетенного и нищего судите праведно. Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте. Не знают и не понимают, во тьме ходят, шатаются все основания земли. Сказал я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек, умрете и, как любой сановник, упадете. Встань, Б-же, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Кто такой Асаф? Судя по книге Хроник, он был одним из руководителей хора в ту пору, когда Давид вернул Ковчег в Иерусалим. По происхождению он из колена Леви, из семьи Гершона. В Танахе ему приписано авторство 12-ти псалмов, а именно: 50-й и с 73-его по 83-й включительно.

Итак, напомню вам, что каждое утро в конце молитвы «Шахарит» мы непременно читаем определённый псалм. Это постановили наши мудрецы в память о том, что именно так делали левиты в Храме во время ежедневных обязательных жертвоприношений.

Вот список псалмов, обязательных для ежедневного чтения:

  • на первый день выбран 24 псалм,
  • на втрой день – 48-й,
  • на третий – 82-й,
  • на четвёртый – 94-й,
  • на пятый – 81-й,
  • на шестой – 93-й
  • и в Шаббат – 92-й.

Естественно, как я уже не раз говорил, мне хочется отыскать причину того, почему выбор наших мудрецов пал именно на эти тексты, ведь ничего случайного в наших традициях и постановлениях нет. Почему из ста пятидесяти псалмов выбрали именно те, которые мы перечислили?

Напомню, что в третий день Всевышний собрал всю воду в одно место и появилась суша. А потом на этой суше Гос-дь произрастил всякую зелень, траву и деревья. Именно в третий день Творец не один раз, а дважды объявил, что всё, в этот день сотворённое – ХОРОШО! Тем самым третий день творения приобрёл некоторую особенность в глазах людей. Кстати, если вам предстоит на неделе сделать какое-то серьёзное дело, считается, что лучше всего назначить его именно на этот третий день.

После всего сказанного ожидается, что 82-й псалом своим содержанием подчеркнёт значимость и особенность этого дня. Но вернёмся к содержанию. Читая текст, мы почти сразу попадаем в общество судей в тот самый момент, когда они заняты своей чрезвычайно важной работой. Причём судьи эти из тех, кто вершит неправедный суд, они отдают предпочтение нечестивым, а нищего и сироту преследуют. И от этого «шатаются устои земли». То есть, действие этих судей угрожает самому существованию мира.

Почему именно на третий день речь заходит о суде? Ведь суд связан с преступлением, а ничего преступного с третьим днём творения не связано. Человек ещё не создан, а посему судить его невозможно. Оказывается, не человек совершил первое преступление, а … дерево! Доказательства в тексте Торы:

Сказал Всевыш-ий: да произведёт Земля … дерево-плод, производящее плоды.

И выпустила Земля … дерево, производящее плоды. /Берейшит 1, 11-2/

Надеюсь, вы уловили разницу между тем, что приказал Всевыш-ий, и что сделало дерево. Вот вам и повод для судебного разбирательства.

В псалме Всевыш-ий обращается к судьям, называет их ангелами и сыновьями, призывая к справедливости, но те, видимо, Его не слышат. Уж очень они увлечены своим «серьёзным» нечестивым делом. Мы, читатели, то есть в данном случае сторонние наблюдатели, очень надеемся, что и Творец, незримо находящийся на этом суде, все видит и знает. Он обязательно вмешается в дела нечестивых, и истина в конце концов восторжествует. Потому что Боже-ный суд неизбежен! И все народы – наследие Творца – будут спасены.

Давайте немного порассуждаем. Суша для человека – это среда его обитания, его главная опора и надежда. Растительный мир предоставляет людям пищу. Не забудем, что человек – существо социальное, стало быть, чтобы общество могло благополучно существовать, ему необходимы законы и справедливый суд, реализующий основы законодательства.

Даже если законы даны человеку свыше, их применение относительно личности или группы людей полностью находится во власти судей. И если суша и растения, являющиеся для человека жизненно необходимым ресурсом, даны нам свыше, и мы нисколько не сомневаемся в их совершенстве, то законы и суд находится в руках людей. Что это значит? Только одно: существует опасность того, что законы «приспособят» под свои личные корыстные цели и амбиции конкретных людей.

Итак, если прибегнуть к словесному образу, то несправедливый суд можно уподобить проваливающейся под ногами почве или своенравным, непослушным деревьям. Потому и сказано в псалме о «шатающихся основаниях земли». И ещё важное на мой взгляд замечание! Я полагаю, что, дважды произнесённое Всевышним слово «ХОРОШО», не столько оценка произошедшего в тот самый день, сколько духовная поддержка для всех судей в будущем. Не секрет, что вершить праведный суд очень сложно, на плечах судей слишком большая ответственность за судьбы нашего мира, и поэтому судьи как никто другой нуждаются в этой духовной поддержке.

Судьи должны служить на благо людей и обществ. Вместе с тем судья – властитель в человеческом мире, и его роль настолько важна, что трудно представить себе что-то значительней. Испытание властью, и с этим вряд кто-то станет спорить, самое тяжёлое, и сбиться с пути очень просто. Не потому ли именно в третий день творения, когда Всевышний создал сушу, то есть сами основы нашего бытия, столь необходимые для существования человека, когда Он дважды сказал, что творение прекрасно, мы читаем 82-й псалм Асафа? Мы должны понять, что неправедный суд способен разрушить всё, покачнув основы жизни на земле. Мы напоминаем себе, что в тот момент, когда мы начнём примерять на себя мантию судьи, Творец будет находиться рядом. А ещё, быть может, благодаря тексту псалма, мы понимаем, что именно в бесконечном милосердии Всевышнего – основы жизни и что наше милосердие, а не упоение местью, способно породить добро и любовь, приблизив нас к Творцу.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com