Поделиться

Пурим: день со святым смыслом или просто «вечеринка»?

Добрый день! Добро пожаловать в Бейт Исраэль! Уже совсем скоро наступит праздник, который называется Пурим. И сегодняшний урок — кстати, это второй урок, который мы посвящаем этому празднику здесь в Юрмале, в Бейт Исраэль, и тема сегодняшнего урока, как мы ее назвали, очень простая. Является ли этот праздник святым, духовным, возвышенным по отношению к этому материальному миру, или это просто «вечеринка»? Потому что если открыть Facebook сегодня — сколько приглашений на Пурим! Синагога такая, Хабад такой, вечеринки, веселье…

Вопрос очень простой. Когда, например, у тебя есть приглашение на Рош аШана, на Йом Кипур — все чуть-чуть иначе, верно? Так что является ли этот праздник святым или нет? И это важный вопрос, потому что Йом Кипур называется «Йом аКипурим», «День прощения» в множественном числе. И говорят, что он называется «Йом аКипурим», потому что он только «как Пурим». Разные мудрецы говорят, что Йом Кипур, самый святой день в году, день, в который, как считается, наше злое начало отдыхает и не влияет на нас, день, в который мы получили вторые скрижали — невероятный день, и он всего лишь как Пурим. То есть, Пурим выше! Выше? Это выражается через вечеринку, гулянку и так далее? Это наш вопрос сегодня.

Более того, если просто читать историю Пурима, она не совсем понятна. В ней очень много нечетких деталей, какие-то дырки в сюжете и так далее, то есть, не совсем легко разобраться, не совсем понятно. Кто-то скажет: «Есть что-то святое, что-то духовное в Пурим». Что мы делаем? Читаем свиток Эстер, Мегилат Эстер. Что святого в этом свитке? Пофакту, это просто сюжет из Торы, и на первый взгляд, даже имени Б-га там нет. Просто сюжет — допустим, в Голливуде могут взять и сделать фильм. Там даже имени Вс-вышнего нет, так кажется. То есть, из-за этого этот вопрос очень важен для нас, и если это просто вечеринка, тогда какая разница, в какую она дату? Но если это что-то еще, тогда дата нам важна, и не просто так есть то, что мы практикуем в течение этого праздника.

Еще один момент в этом празднике — это то, что не всегда понятно, является ли история этого праздника радостной или на самом деле печальной? Потому что когда, например, в Мегилат Эстер нам представляют одного из самых важных героев этой истории, Мордехая, там, если вы заметили, ашкеназы меняют мелодию, как во время чтения свитка Эйха, «Плача Ирмеяу». Почему? Потому что там упоминается, что было разрушение и изгнание, и евреев изгнали из Иерусалима — то есть, несколько раз в течение этой истории мы вдруг вспоминаем разрушение Израиля, разрушение Первого Храма, изгнание, которое там происходит. Радостно или не радостно? В конце тоже очень непонятный момент. Мы читаем, что произошло чудо. Народ Израиля, евреи, были готовы защищаться, отбиваться от тех, кто хотел их убить. Не просто ждали, пока их убьют, а дали сдачи и победили. А потом что было написано? Что нам не было достаточно одного дня битвы, и мы спросили разрешения у царя, у Ахашвероша, чтобы он дал разрешение еще один день убивать наших врагов. А где мораль, этика?..

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com