Поделиться

Пурим на все времена

Месяц нисан 3404 года (356 г. до н. э.). Министр-советник персидского царя Ахашвероша Аман, из рода Амалека, бросил жребий (пур), чтобы установить, в каком месяце и какого числа приступить к истреблению еврейского народа. Жребий пал на месяц адар. Во все области огромной империи отправили распоряжение Амана, скреплённое печатью царя: в назначенный срок устроить еврейские погромы.

Аман назвал дату, но не он определил срок и не он был главной причиной событий, о которых рассказывает Мегила. Аман — глупый актёр спектакля, где Создатель определил его роль. И хотя он обладал большой властью в империи, и ужасной была его ненависть к евреям, его злобный замысел обратился против него самого и его семьи. Десятерых сыновей Амана повесили по приказу царя, а его самого повесили на следующий день после назначенного срока.

Причину всех происходивших событий следует искать в евреях, которые по собственной воле участвовали в царском застолье, в евреях, которые по собственному желанию перенимали чуждый образ жизни.

Пятьдесят лет спустя после разрушения Первого Храма в Йерушалаиме евреи оказались в изгнании в разных странах, большей частью в Персидской империи. Ахашверош, сын могущественного царя Дария (Дарьявеша), был глупым, но дальновидным политиком, он сумел укрепить и усилить наследственные владения (Бавли, Мегила 12-а). Евреи там имели все права, они добились успеха в ремёслах и торговле, занимали выгодные должности, обогащались и наслаждались жизнью.

Слова пророка Йехезкеля, предупреждавшего о грядущих несчастьях, стёрлись из их памяти, многие из них отдалились от Торы и заповедей, отказались от кошерной пищи и от шабата, вступали в смешанные браки, год за годом стирались все различия между народами империи и народом Б-га.

В те давние времена, когда евреям Персидской империи предоставили возможность вернуться в Эрец Исраэль, только малая часть из них вспомнила о своей родине. Поэтому неизбежным было вмешательство Всесильного и праведного Судьи.

Принято считать, что спасение пришло благодаря царице Эстер, племяннице еврейского мудреца Мордехая: она заступилась за свой народ и потребовала казнить Амана. Однако мы понимаем, что слов и желания её было недостаточно для того, чтобы изменить приговор, вынесенный на Небесах. Еврейский народ оказался в смертельной опасности из-за того, что нарушил договор с Творцом и потерял его защиту.

В своей многовековой истории евреи называли себя персами, греками, «немцами моисеева закона». И сегодня многие из них считают себя французами, русскими, американцами еврейского происхождения. Благополучная жизнь довела евреев-реформистов в Америке и в странах Европы до физической ассимиляции и духовной деградации. Отторгая кашрут и шабат, они пришли к разврату и насилию, распространившемуся по всей земле. Они пришли к существованию, у которого нет будущего.

Очевидно, что везде, где евреи живут среди народов, имеющих как отрицательные, так и положительные качества, наполненные положительным зарядом, они притягивают к себе всё мерзкое, что видят у других.

Аман и прочие наследники Амалека — плётка в руках Всесильного. Перед угрозой полного уничтожения у евреев нет другого пути к спасению, кроме полного раскаяния. Благодаря раскаянию Всесильный явил им Своё милосердие и простил. В итоге день истребления и кровавой резни стал днём спасения и замечательным еврейским праздником.

Всевышний постоянно напоминает евреям о Пуриме. Многие главные враги еврейского народа прекратили своё существование именно в Пурим. В этот день умер Сталин. В Пурим повесили главных нацистских преступников. Вот, что писал «Нью-Йорк Джорнал Амэрикан» от 16 октября 1946 года об этой казни: «Место Геринга во главе взошедших на эшафот занял Йоахим фон Риббентроп, бывший министр иностранных дел Германии. Десять нацистских лидеров были повешены один за другим в пустом гимнастическом зале нюрнбергской тюрьмы. Все десять нацистов постарались встретить смерть мужественно. Большинство выражало раскаяние, некоторые обращались к Всевышнему. Единственным, кто остался верен нацистской идеологии до конца, был гонитель евреев Юлиус Штрайхер. Он вел себя наглее всех и, поднимаясь по ступеням на эшафот, кричал во весь голос: «Хайль Гитлер!». Оказавшись в петле, он вперил взгляд на офицеров союзных армий и представителей прессы, которые сидели за маленькими столиками вдоль стены. С ненавистью оглядел Штрайхер свидетелей происходящего и завопил: «Пурим 1946 года!» В этот момент под его ногами с грохотом открылся люк, верёвка натянулась, и его тело закачалось на весу».

Спустя семь лет, в 1953 году, должен был осуществиться чудовищный план Сталина, план уничтожения евреев Советского Союза. Сталин хотел собрать всех евреев (более трёх миллионов человек) со всех областей страны, погрузить в скотные вагоны и отправить в Сибирь, в район Верхоянска, где уже были созданы концлагеря и построены бараки. Стены бараков были сбиты из особо тонких досок, отопление не предусматривалось.

По этому плану процесс уничтожения евреев следовало начать с расправы над кремлёвскими врачами-евреями, которых готовились повесить публично на Красной площади. И это послужило бы сигналом для всенародной расправы. Палачи из Политбюро СССР и «органов безопасности» планировали вдоль всего следования составов с евреями по железной дороге устраивать длительные остановки, чтобы толпы исполненных «справедливого гнева» граждан могли показать свои способности в погромах.

В этих акциях собирались убить не менее трети всего еврейского населения страны. Другая треть должна была погибнуть в дороге от голода. А остальные — в первую же зиму в лагерях, в одном из самых суровых районов планеты. Так решался «еврейский вопрос» в Советском Союзе.

28 февраля (в ночь на Пурим) Сталин собрал Политбюро и приказал его членам подписать «Указ» о высылке евреев, но произошла задержка, так как не все оказались к этому готовы. А утром, в 8 часов 23 минуты, у Сталина случилось кровоизлияние в мозг. Он умер и его план не осуществился. В Пурим 5713 года Всевышний в очередной раз показал, кто Хозяин Мира.

Так что же такое Пурим?

Праздник спасения евреев от врагов во все времена еврейской истории? Любой народ может породить нового «амана», который постарается сделать то, что не удалось его предшественникам. Евреи не могут чувствовать себя в безопасности, когда теряют защиту Небес. Чудесные события привели к спасению евреев от замыслов Амана. Сообщение Мордехая о заговоре против царя, сон царя, победа еврейской девушки в конкурсе претенденток на корону царицы и т.д. – бесспорно, чудеса. Но только после полного раскаяния евреев Всесильный поставил печать на спасительном приговоре. Как в Йом Кипур: раскаялся — получил путёвку в будущее.

Пурим — праздник раскаяния и возвращения к собственным законам и традициям, праздник Тэшувы.

Три праздника близки по своему значению: Йом Кипур, Пурим и Ханука, все их объединяет чудо спасения евреев (Бавли, Йома 29-а).

Чудо Хануки — это победа малочисленных еврейских отрядов над огромной вражеской армией и чудо Меноры, которая светила Израилю 8 дней с малым количеством масла.

Чудо Йом Кипура — чудо прощения. До десятого дня месяца Тишрей 2448 года евреи с трепетом ждали возвращения Моше с горы Синай, каким будет их жребий, на иврите – пур: простит или не простит их Творец и Судья мироздания. Он простил, сказал Моше: «Простил по слову твоему!» Это был первый День Искупления, и это было чудо, ибо велика была вина народа. С тех пор из года в год в Йом Кипур решается судьба каждого человека, и мы постимся в ожидании приговора.

Так же мы постимся (с утра до вечера) перед праздником Пурим. Этот пост назван «Таанит Эстер» в честь еврейской женщины Адассы, которая способствовала спасению еврейского народа. Царицей она стала под именем Эстер, от слова сэтер – тайна. Однако другое слово с этим корнем – сотэр означает противоречие, несовместимость. Нередко еврейская жизнь под давлением окружающей среды вступает в противоречие с еврейскими традициями и законами Торы. Тогда проявляется несовместимость вожделений материального мира и тайного желания жить духовной жизнью.

В шабат перед праздником Пурим во всех синагогах мира читают особый раздел из Торы – «Захор», поэтому его называется «Шабат Захор».

«Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурён и утомлён, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, даёт тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь» (Дэварим 25:17-19).

Глава Торы «Ки тэце» завершает изложение мудрых законов, которые следует исполнять каждому еврею, чтобы сделать жизнь достойной и благой. Как сказано дальше: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло…» (Дэварим 30:15). Помни, что изменников ждёт Амалек, он каждый день бросает жребий, надеется на сочетания звёзд для осуществления своей мечты. Твоя судьба зависит не от звёзд, а от Всесильного твоего, который накажет или простит.

Пост 13 Адара (Таанит Эстер) начинается с рассветом и завершается с выходом звёзд. Не постятся мальчики до 13 лет и девочки до 12 лет. Свободны от поста беременные женщины и родившие в течение 30 дней после родов, кормящие матери и больные, даже чувствующие недомогание, и старые люди, которые должны часто пить. Не постятся молодожёны, если пост попадает на один из семи дней после хупы.

Везде, где сегодня живут евреи, Пурим празднуют 14 Адара, исключением являются Иерусалим, старые кварталы Цфата и еврейский квартал Хеврона. Там празднуют Пурим 15 Адара.

Вечером, после поста, следует читать или слушать Мегилу по кошерному свитку, тот, кто читает только книгу, заповедь не исполнил. Такое же чтение следует повторить утром дня Пурима. Чтение Мегилы — обязанность для всех евреев, даже для тех, кто пребывает в трауре первые семь дней «шива». Больному, который не может присутствовать на чтении, следует принести Мегилу и читать для него.

Утром в Пурим каждый еврей обязан послать другому еврею как минимум два вида еды или один вид еды и какой-нибудь напиток. Это «мишлоах манот». Еда должна быть готовой к употреблению. Это могут быть мясные или рыбные блюда, консервы, кондитерские изделия, сладости, фрукты, вино или другие напитки. При этом женщины посылают женщинам, а мужчины мужчинам.

Каждый еврей обязан дать к празднику подарки двум бедным «матанот ла-эвьоним». Лучше всего дать подарок деньгами. Дать надо посильную сумму, но даже бедный человек, получающий помощь от других, обязан исполнить эту заповедь.

Праздничная трапеза — заповедь праздника Пурим. Так пусть будет радостным этот день чудесного избавления!

Однако любителям крепких напитков не следует доводить себя до бесчувственного состояния. Когда приходит время беседы с Творцом, молитвы, человек должен встать перед Ним с ясным головой и открытым сердцем.

Благословит Он вас для доброй и счастливой жизни. Амен.

Автор: Рав Адам Давидов
Источник: STMEGI

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com