Поделиться

Пятиуровневая модель духовного роста

Чтобы познать глубинную еврейскую мудрость приходится применять упрощающие модели. Самая известная модель внутреннего мира еврея – это модель двух Ецеров: Ецер а-Ра и Ецер а-Тов.

Эти два ецера представляют животную и духовную природу человека.

При наличии всего двух сил нам удается относительно легко построить и понять процесс «борьбы за власть» и внутреннюю динамику системы.

В самом общем виде, ЕР – это животно-эгоистическое начало, ЕТ – духовно-развивающее начало.

У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.

За счет простоты схемы мы можем легче понять ее динамику. Но обратная сторона медали – большинство людей не соглашаются рассматривать себя в таком упрощенном виде.

Особенно это противоречие возникает, когда с такой схемой знакомится творческий, интеллигентный, но нерелигиозный человек.

С одной стороны, он соглашается, что он еще «не дорос» до религиозно-духовного уровня. С другой стороны, по такой упрощенной схеме – человек вынужден воспринимать себя как животно-эгоистическое начало.

И мы понимаем, что такой человек вряд ли согласится с таким определением самого себя. И будет абсолютно прав.

Дело в том, что упростив схему до двух уровней, мы облегчили себе жизнь, как теоретикам. Но выплеснули все интересные промежуточные стадии.

Пора нам восстанавливать справедливость.

Если обратиться к каббале, то одна из базовых схем – это 5 уровней души: нефеш-руах-нешама-хая-ехида.

Одно из объяснений этой структуры – это 5 этапов развития человека.

На каждом следующем этапе активируется новая ступень души. И мы сейчас нашу схему из двхступенчатой трансформируем в пятиступенчатую. В этом случае у нас появляется 3 важнейших промежуточных уровня, с которыми людям будет гораздо легче и интереснее себя ассоциировать.

Итак, сформулируем сразу нашу новую углубленную схему:

Тело – любовь – смысл – творчество – духовность.

Наша картинка сразу ожила. А нам настало время двинуться по ней в путь.

Часть 1

Для начала мы должны захватить самое главное из нашей упрощенной схемы, чтобы использовать это для понимания нашей углубленной схемы.

Разбирая процесс взаимодействия двух Ецеров, мы пришли к трем ключевым выводам.

1. Более низшая форма изначально находится у власти. При этом она пользуется всеми способами, чтобы эту власть удержать. Поэтому так непросто перейти на следующую ступень.

2. Одним из механизмов удержания власти является внушение и запугивание, что переход к новой ступени будет плохим для человека. Поэтому, подавляющее большинство светских евреев с таким страхом смотрят на свою перспективу стать на духовный путь.

3. Более высшая ступень одной из первоочередных задач считает заботу о ступени более нижней. Только рассматривает она эту низшую ступень как инструмент, который нужно беречь. Поэтому, переход на высшую ступень объективно улучшает качество жизни ступени, ушедшей с лидерского поста.

Так, когда мы становимся на еврейский духовный путь, мы понимаем, что неспроста все еврейские заповеди делаются в материальном мире. Основная выгода от заповедей достается нашему сознанию. Но инструментом выполнения заповедей является тело, которое требует заботы.

Часть 2

Мы должны понимать, что кроме реального перехода по этапам существует опасность иллюзорного перехода. Приведем классический пример.

Телесное начало – эгоистично.

И оно может суметь «протащить» эгоизм на все более высшие уровни.

Так, любовь будет не взаимной отдачей, а получением телесных удовольствий.

Смысл может быть зажат в ту же эгоистическую рамку, когда смыслом любой деятельности является удовлетворение моего животного начала.

Творчество – ради прибыли для того же удовлетворения.

И духовность тоже может быть мнимой и иллюзорной. Называться она будет идолопоклонством, точнее поклонением себе через проекцию своих личных интересов на идолов. Поэтому, нам надо очень четко понимать, где находится реальный переход к новой системе ценностей, а где – сохранение старой власти с ее интересами, но с новыми декорациями.

Часть 3

Совершим первый переход.

Что такое любовь? Это очень многогранное понятие. Здесь мы коснемся только нескольких сторон.

А) Настоящая любовь позволячет человеку выйти за рамки эгоизма.

Человек может начать заботиться о другом человеке. Это даст ему уникальный шанс разломать самую сильную скорлупу, которая удерживала его на старом уровне.

Но здесь стоит подчеркнуть, что неэгоистическая любовь – очень непростой процесс.

Большинство браков в современном мире распадаются именно потому, что два молодых человека рассматривают друг друга сугубо как источник удовлетворения своих удовольствий. Такой взаимовыгодный договор.

При этом, пока в начале сильны сексуальные импульсы, то на первых порах происходит взаимное удовлетворение самых простых потребностей. Но т.к. на грубо физическом уровне достаточно быстро происходит насыщение, то два эгоиста очень быстро пресыщаются физической близостью и распадаются от первого же конфликта.

Поэтому, уход от эгоизма – это очень непростая работа над собой.

Кстати, когда человек был в детстве единственным ребенком, он почти автоматически становится эгоистом и ему еще тяжелее выйти из этой модели.

Главным результатом ухода от эгоизма является забота о другом человеке.

Эта забота не является духовным феноменом, она гораздо проще. Но она позволяет человеку реально почувствовать себя более зрелым, чем на первой ступени.

Б) вторым позитивным ресурсом любви является более глубинное включение эмоциональной сферы. Позитивные эмоции, связанные с отношением к женщине очень сильно стимулировали многие вещи в культуре человечества.

Кстати, в нашей традиции есть такая мудрость, что холостой человек – это еще не человек. А человеком он становится, когда женится.

Часть 4

Следующим пунктом нашего восхождения является смысл.

Это тоже непростая категория. И мы тоже пока лишь прикоснемся к этой теме.

Человеку, делающему какое-то дело, очень важно, чтобы это его занятие было осмысленным. Конечно, многие работают сугубо ради зарплаты.

Но если Вам предложат, например, взять ведро шариков – разбросать его по улице, а потом собрать шарики назад в ведро. И так – целый день. Вы будете получать реальные деньги за процесс. Но уверяю, что внутри Вас включится чувство неудовлетворения от бессмысленной работы.

В Торе продемонстрирован механизм бессмысленной работы в истории евреев в Египте. На иврите она называется «аводат перах». Сказано, что фараон приказал еврейским абам строить здания на болоте. И пока они строили новые этажи – старые уходили в трясину.

Смысл этой работы был в унижении самих людей.

В сепредине ХХ века в Европе жил выдающийся психолог – Виктор Франкл. Он вырос в еврейской семье. А в годы войны он попал в концлагерь Аушвиц, где проработал лагерным врачом (будучи заключенным) долгое время.

Он наблюдал за тем, как фашисты лишали людей человеческого достоинства, пользуясь патентом фараона и заставляя людей делать бессмысленный труд. В результате люди чувствовали бессмысленность своей жизни и их самовосприятие опускалось до примитивного режима выживания (в чистом виде – функция животного начала).

И Виктор Франкл стал в концлагере разрабатывать направление в психологии «логотерапия» — лечение обретением смысла.

Он обнаружил, что человек в лагере может вырваться за рамки инстинкта выживания. Например, когда человек начнет заботиться о других. И что самое важное, что Виктор Франкл обнаружил, что когда люди восстанавливали смысл своего существования, среди них резко уменьшалась смертность даже в этих ужасающих условиях.

Можно сказать, что когда в человеке включается механизм нахождения смысла в существовании, этот механизм защищает человека. И наоборот, когда человек в лагере лишался этого смысла и опускался на уровень выживания, само это выживание оказывалось более проблематичным. Человек быстро скатывался и его перемалывала адская машина концлагеря.

Главный вывод Виктора Франкла был следующий: чтобы выжить в лагере, нужно было не заниматься выживанием, а поднять планку на уровень смысла. И тогда шанс выжить резко выростал.

И именно с этим боролись фашисты, создавая в лагерях систему потери этого смысла. И когда фашисты уничтожали тысячи людей, они перед этим заставляли людей потерять этот смысл жизни. И в глазах этих фашистов убийство человека превращалось в убийство животных. Т.е. сначала они человека опускали, а потом оказывалось, что такой человек, умирая не терял ничего кроме своего тела (более высшие функции «уходили» задолго до смерти).

И Виктор Франкл, попав в эти чудовищные условия, смог создать свою теорию, которая позволила нам лучше понять – что же это такое третий уровень – уровень смысла.

Но пока мы еще не до конца почувствовали суть понятия смысл.

Поэтому приведу еще два примера.

Первый пример опять связан с концлагерем, но уже сталинским.

В Советском Союзе был знаменитый изобретатель, автор системы ТРИЗ (опять же еврей) – Генрих Альтшулер.
http://www.natm.ru/triz/istoria/alt_triz.htm

Вот самая впечатляющая из его историй, времен его пребывания в лагере.

Генрих Саулович перестал выходить на работы и перешел в разряд “доходяг” — умирающих людей, на которых все махнули рукой.

Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

И, наконец, знаменитая притча о том, что одно действие может иметь несколько смыслов.

Прохожий шел мимо стройки, где работало три строителя: «Что Вы делаете?» — спросил он их. «Яму копаем» — ответил первый. «Деньги зарабатываем, чтобы семью кормить» — ответил второй. «Храм строим» — ответил третий.

Вообще говоря, тема смыслов – бездонная. Каждый следующий уровень в нашей иерархии выводит на новые горизонты, заслуживающие не одной книги.

Взгляд из каббалы.

Три первых уровня соответствуют трем низшим уровням души – нефеш, руах, нешама.

Нефеш – это животная душа, которая поддерживает жизнь в теле. Она занимается вопросами жизнеобеспечения.
Руах – эмоциональная душа. Поэтому, любовь – является главной позитивной эмоцией в нашей жизни.
Нешама – интеллектуальная душа. Поиск смысла – это работа интеллекта.

Интересно, что если три нижних уровня души более широко известны в еврейской религиозной (и не только кабалистической) литературе, то два верхних уровня традиционно считаются более эзотерическими.

У нас сейчас появится возможность раскрыть секрет разделения 5 уровней на 2 части. И мы поймем, одну из причин этой «скрытности».

Часть 5

Творчество.

Я за эту тему берусь с некоторой опаской, потому что каждый более высокий уровень безмерно расширяет объем содержательной информации. Поэтому я снова оговариваюсь, что это – первый взнос в большую тему.

В светской иерархии творчество является высшей формой реализации человеческого потенциала.

Творец – это человек, который порождает новое. Т.е. приносит в этот мир нечто, что до него не было. Такой человек оставляет след в этом мире.

Это уже подобно Вс-вышнему, который делал (йеш ми аин) нечто из ничего.

Мы можем сейчас получить два инсайта из кабалистической модели.

1. Четвертый уровень души называется хая – живая. Суть его в том, что живое – это то, что может порождать. И творец – это тот, кто порождает своим творчеством новое.

2. У меня есть гипотеза, почему в каббале существует разделение между тремя нижними уровнями души и двумя верхними. Дело в том, что первые три уровня реализации – доступны и необходимы каждому человеку. Это то, без чего жизнь превращается в концлагерь. И человек, пройдя эти три уровня – уже становится достаточно значимым в глазах своих, и своих близких.

Уровень творчества – это уже эксклюзив. И хотя в мире немало творческих людей – их все же меньшинство по сравнению со всем человечеством. И возможно, что мудрецы решили, что стоит разделить те уровни, которые необходимы всем и те, до которых доходят самые творческие личности.

Спустимся с уровня каббалы на уровень нашего опыта.

Те из нас, кто прожил значительную часть жизни в Советском Союзе – для нас вершиной человеческой реализации были не члены Политбюро, а деятели культуры. Для меня всегда таким идеальным образом был Зиновий Гердт.

Но многие из нас знают, что к сожалению очень часто самые выдающиеся деятели культуры скоропостижно уходят из этого мира в возрасте около 40 лет.

Список этих гениев очень велик. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Байрон – из классиков. И Высоцкий, и Андрей Миронов – среди современников.

Здесь мы получаем один из важнейших ключей к следующему переходу.

Существует теория возрастных кризисов, которая говорит, что человек проживает в жизни 5 основных кризисных возрастов: 1, 3, 7, 13 и 40 лет.

Согласно еврейской мистике – каждый кризис старается «вытолкнуть» человека на более высокую ступень развития.

И переход, связанный с кризисом среднего возраста – дает возможность человеку подключиться к глубинно-мистическим уровням бытия.

К сожалению, подавляющему большинству людей эта истина неизвестна.

Далее, говорят психологи, что если человек достаточно груб, то он помучается немного в этот период, но постепенно найдет способ заглушить глубинный сигнал и вернуться в свой обывательский мир.

Люди творческие должны быть по своей природе гораздо более чувствительными. И когда изнутри них прорывается сигнал о переходе на новую ступень – он одновременно как бы обесценивает предыдущий уровень человека. Это делается для того, чтобы человеку было легче сделать шаг на новую ступень.

Что происходит с творческим человеком? Вся его жизнь посвящена творчеству.

Теперь, с одной стороны, будучи более чувствительным, чем средний человек – он гораздо более болезненно ощущает момент кризиса. С другой стороны, он всю свою жизнь «вложил» в свои результаты творчества. И в этот момент он ощущает ситуацию, как тупиковую трагедию.

Его выталкивает куда-то, а старое (цель его жизни) перестает быть значимым.

Это очень интересный момент в жизни человека.

Кстати, это очень напоминает самый первый кризисный переход – роды.

Представьте себе, что ребенок привык жить в утробе матери. И тут его какими-то мощными импульсами выбрасывает из привычного мира.

Только в случае с творческим человеком в «утробе матери» остаются все его творения.

И человек, не знающий правил жизни, и зацикленный на своем творчестве – включает программу смерти. Кстати, существует три механизма, по которым эта программа включается.

А) самоубийство – самый прямолинейный вариант;
Б) дуэли – когда программа внутри человека провоцирует его идти на дуло пистолета (классический пример — Пушкин)
В) болезнь – организм отключает систему саморегуляции, и одна из болезней делает свое дело (классический пример – Высоцкий или Миронов).

Итак, вывод: человек великий должен пройти через уровень творчества. Но – духовная программа будет толкать его дальше, на самый высокий уровень самореализации.

Следующий аспект творчества – талант.

Не существует однозначной теории таланта. Но даже из того, что мы знаем, мы можем увидеть следующую ситуацию.

Для творческого человека существует реальное искушение поставить талант во главу личности. Т.е. не личность командует талантом, а талант командует личностью. Очень многие (слава Б-гу, не все) талантливые люди в жизни бывают довольно капризными. Наличие таланта (звездная болезнь) делает их самооценку искаженной. Им кажется, что весь мир создан для них. И часто этические нормы им кажутся не для них, а для простых людей.

Это особенно заметно в богемных мирах, типа Голливуда. Самые знаменитые артисты все время разводятся, участвуют в каких-то скандалах.

Конечно, можно сказать, что это часть их PR-кампании. Но для нормальной жизни это очень нездоровое явление.

Объяснение этого феномена следующее. В гармоничном человеке талант является частью личности, очень яркой и востребованной, но не главной.

И, кстати, чем ярче талант, тем больше нужны силы, чтобы удержать человека в рамках.

Какие проблемы бывают у творческих людей при их знакомстве с иудаизмом?

Самая простая – это то, что многие богатые творческие люди привыкли неограниченно пользоваться всеми удовольствиями жизни. И для них – это один из признаков успеха и счастья.

И идея вставить свою жизнь в какие-то рамки вызывает у них раздражение.

Но есть гораздо более тонкие моменты.

Каждый творческий человек порождает нечто своим творчеством.

При этом – большинство творцов, особенно в жанре искусства – считают себя «микробогами» созданного ими мира. Я имею в виду, что Б-г – это тот, кто ставит ограничения, а не подчиняется им.

И таким людям очень тяжело признать наличие Вс-вышнего в мире. Это будет означать для них, что они не хозяева в созданном ими мире. Т.е. как бы некто внедряется в их мир. Это для человека творческого серьезная психологическая проблема.

Еще одна проблема – следствие предыдущей, что если у человека творческого нет рамок, то он может всерьез разрушить мир.

Так, авторы компьютерных вирусов – тоже творцы, но свое творчество они используют против человечества.

Еще пару интересных наблюдений по отношению к творчеству и его взаимоотношению к духовности (особенно в ее еврейском понимании).

Искусство очень любит женскую тему. Образ женщины — один из самых популярных. Если мы посмотрим в начало нашей статьи, то мы поймем, что искусство опирается на тот факт, что любовь поднимает человека над уровнем животного начала.

Но… как мы уже писали, если человек выходит в духовные миры, там уже механизм служения построен по другому принципу.

Нам не нужно пробуждать телесное начало. Нам нужно пробудить духовное начало и одновременно «не спугнуть» тело, чтобы оно меньше мешало душе работать на своем уровне. Поэтому, когда искусство переходит в область духовной работы — критерии и рамки становятся другими.

Следующий фактор. Согласно каббалистической системе сфирот – человек, развив хесед, должен развить гвуру. Тогда возникнет баланс – тиферет.

Что это означает для творческого человека? Творчество – это аспект хеседа, аспект распространения влияния.
Но чтобы человек удержался на этом уровне – ему нужна гвура – дисциплина.

Часто эта идея вызывает негативную реакцию у самих творцов.
Т.е. в рамках искусства они готовы выкладываться и самоограничиваться. Это делается ради служения таланту.
А вот в более широких рамках всей личности – идея дисциплины вписывается в сознание творца с большим трудом.

И еще один – неожиданный аспект. Очень часто у еврейских деятелей искусств – нееврейские жены. И сами еврейские творцы этим вполне довольны и счастливы.

В чем здесь секрет? Дело в том, что духовная сверхзадача любого еврея – это постоянный рост. Для этого нужно расти вместе со своей половинкой. Самое потрясающее в нашей жизни – это совместный духовный рост.

У творческого человека другие планы. Он сам не растет, а растет его творчество. Для этого ему нужен крепкий фундамент. Особенно если взять еврейских творческих деятелей, их жизнь – очень импульсивная и яркая.

И для стабильности им желательно иметь крепкий фундамент, без сентиментов, человека – который будет лучшей опорой его таланта.

В этом смысле «никуда не улетающая» русская женщина будет надежным фундаментом.

Итак, чувствуете разницу – духовный еврей «взлетает» вместе с женой,

Творческий еврей творит, опираясь на крепко стоящую на ногах жену.

Часть следующая – переход в духовный мир.

Эта тема – еще более таинственная. Здесь нам тоже надо еще доработать многое. Ведь здесь происходит переход не просто от тела к душе, а от творчества.

С точки зрения каббалы пятый уровень души – ехида – обозначает единство. Единство души со Вс-вышним. Т.е. мы можем сказать, что мы приближаемся к уровню Вс-вышнего.

Так что пока – первое приближение.

Во-первых, духовная еврейская практика – самым мощным образом вдыхает новую жизнь во все предыдущие измерения.

Начнем по порядку:

Отношения с женой в иудаизме подняты на уникальную высоту.
Появляется не просто возможность эмоционального подъема от любви.
Возникает духовное единение, в котором каждый помогает росту другого. Кроме этого возникает совместное творчество в воспитании детей.

Отношения со смыслом — Вс-вышний рассматривается как Мета-смысл Мира. Каждая наша заповедь работает на наши отношения с Вс-вышним.

Особенно интенсивная работа над смыслом происходит при изучении Торы.

Творчество — с одной стороны творческие люди получают рамки, внутри которых происходит более экологичный рост.

Во-вторых, при переходе через кризис среднего возраста – творческий человек может реально подняться на более высокий и значимый уровень.

В-третьих, есть возможность неограниченного творчества в самой Торе.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com