Поделиться

Ради чего моя душа пришла в этот мир?

Ради чего моя душа пришла в этот мир? [1]

Для чего мы приходим в этот мир? Для того, чтобы исправить грехи предыдущих реинкарнаций, как об этом говорится в каббалистической литературе? Или для того, чтобы исправить тело и животную душу, как Алтер Ребе объясняет в Тании? Или же — для того, чтобы принести пользу народу Израиля?

Рав Ицхак Гинзбург рассматривает этот вопрос в несколько неожиданном ракурсе.

Если ты — «новая душа» (как Баал Шем Тов), говорит рав, то понятно, что ты пришел в мир не ради себя, а ради своего народа.

Но что же, если у тебя «обычная», не «сверхновая» душа?

У рава есть хорошие новости. Веди себя так, как будто бы у тебя «сверхновая» душа. Думай о своей миссии в мире.

Исправление? Исправление произойдет само по себе…

Минуточку, так что же, у меня такая же «новая душа», как у Баал Шем Това? Читайте урок, и решайте сами… Ребе, собственно, уже сказал, что пришло время, чтобы каждый стал Адмором. Вы думаете, это Ребе так шутит?

***

Баал Шем Тов говорил, что душа его пришла в этот мир лишь ради того, чтобы принести пользу народу Израиля. И если бы не было от него пользы для еврейского народа – он не был бы сотворен на свет. И бывает, что человек приходит в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю один раз в семьдесят лет, в течение всей своей жизни.

Польза – одному еврею или целому народу?

Когда Баал Шем Тов говорит о себе, что пришел в этот мир, чтобы принести пользу Израилю – ясно, что имеется в виду весь еврейский народ, а не только отдельный человек. Вопрос, о чем говорит эта добавка в конце – «бывает, что человек придет в мир ради того, чтобы принести пользу Израилю» — имеется ли в виду польза отдельному человеку, или же всему еврейскому народу? Если я помог старушке перейти через дорогу, могу ли я сказать, что я уже исполнил свою миссию, и вся остальная моя жизнь — это бонус? Или же я должен сделать какое-то благо всему Израилю?

Баал Шем Тов говорил о себе, что его душа пришла в этот мир, чтобы пробудить народ Израиля из обморока. Когда человек находится в сильном обмороке, и никакие средства уже не помогают, следует прошептать ему на ухо его собственное имя, и он очнется. В эпоху, когда душа Баал Шем Това пришла в этот мир, народ Израиля находился в коме, в обмороке. Баал Шем Тов, имя которого Исраэль, он сам – это пробуждающий шепот.

Однако, хотя душа Баал Шем Това пришла в этот мир, для чтобы принести пользу всему еврейскому народу, он начал с того, чтобы помогать отдельным людям. Баал Шем Тов побуждал скрытых праведников раскрыться, и учил самых простых евреев. Он видел в каждом еврее весь народ Израиля. «Частное нуждается в общем», в каждом отдельном еврее он видел весь еврейский народ. В дальнейшем он руководил обществом скрытых праведников, и направлял их выходить из лесов, и помогать на деле народу Израиля.

Служение Вс-вышнему ради исправления собственной души – это «не во имя Небес»

Старый Ребе в своей книге Тания говорит, что Б-жественная душа сама по себе не нуждается в исправлении, и послана в этот мир лишь ради того, чтобы исправить тело и животную душу (и его долю в мире).

Однако, Алтер Ребе добавляет, что если человек ставит целью собственное исправление (как бы мы ни объясняли слово «собственное») — это высшая ступень в служении не во имя Небес. В не во имя Небес есть несколько ступеней. Самая нижняя ступень – это изучение Торы ради того, чтобы насмехаться над ней. Выше – ради того, чтобы получить хлебную должность («чтобы тебя называли раввином»). Еще выше – изучение ради награды и из страха перед наказанием, чтобы не быть наказанным и/или получить награду в будущем мире. Самая высокая ступень в не во имя нее (по простому смыслу) – это когда он учит Тору ради исправления собственной души. Это лучше, чем изучать Тору ради награды в будущем мире, но, так или иначе, он все еще занят самим собой, и поэтому это называется «не во имя нее». Что означает во имя Небес? Когда я забываю о себе совершенно, ради того, чтобы исправить мир и помочь другому.

Исправить себя ради другого

Если праведник рассказывает нам о себе, это не просто красивая история. Это должно научить нас чему-то в служении Вс-вышнему. Здесь Баал Шем Тов говорит о себе, что он пришел в этот мир, чтобы принести пользу всему народу Израиля, и также говорит о том, что каждый еврей приходит в этот мир, чтобы сделать что-то доброе хотя бы еще одному еврею. Мы должны выучить нечто как из того, что он сказал относительно каждого еврея, так и из того, что он сказал о самом себе.

На самом деле Баал Шем Тов говорит здесь нечто удивительное. Как правило, в наших святых книгах объясняется, что душа опускается в тело, ради того, чтобы исправить повреждения предшествующих реинкарнаций. Но Баал Шем Тов говорит, что я создан только для того, чтобы принести пользу всему еврейскому народу.

Означает ли это, что не нужно заниматься само-исправлением?

Для того, чтобы помочь кому-либо еще, ты должен сначала исправить это в себе. Можно задать вопрос – ведь сказано «исправь себя, и потом исправляй других», и как же я тогда могу воздействовать на кого-либо еще, если я сам еще не исправил себя? Ведь я еще далеко не цадик?

Сегодня это основа основ психотерапии, и это принято также в современной светской психотерапии (основателем которой был один еврей) – что каждый терапевт должен пройти через психоанализ, для того, чтобы быть способным лечить другого человека. Каждый, кто хочет заниматься психотерапией – одно из первых условий, что он должен сам пройти точно такую же терапию.Без этого он не способен лечить другого. То же самое можно сказать здесь, что занятие само-исправлением – это подготовка, чтобы быть способным помочь другому. Так мы решили эту проблему: я должен работать и исправлять себя самого, но не ради себя, а ради того, чтобы быть способным помочь другому еврею.

Нет необходимости возвращаться назад, в служение не во имя Небес (даже на самой высокой его ступени), но вся работа над собой совершается как бы «сама собой». Когда занимаются «исправь себя» в качестве подготовки к «исправь других» — это изначально во имя Небес

Польза червя

Таким образом, есть две ступени. Есть праведники – как Баал Шем Тов, «новые души», которые пришли в мир чистыми, и поэтому, действительно, все их служение это только для того, чтобы принести пользу народу Израиля (также про Баал Шем Това, кроме того, что он был «новой душой», говорится, что в его душе были «составляющие» различных предшествующих душ – душа царя Давида, рабби Саадии гаона, и скрытого праведника из Цфата… Но он более всего идентифицировал себя с тем, что он – новая душа, и так он учил всех, раскрывать в себе измерение новой души, и поэтому он не раскрывал людям тайну их предшествующих реинкарнаций).

И есть мы. Несмотря на то, что мы не обладаем по-настоящему «новыми душами», и нам есть много чего исправлять из предшествующих реинкарнаций – мы должны чувствовать себя, что мы пришли в этот мир только ради народа Израиля, ощущение, приходящее со стороны «и народ твой все праведники».

Можно сказать несколько иначе. Поскольку я чувствую про себя, что мне уже ничего не поможет (מקרה אבוד = משיח), что я не способен исправить себя по-настоящему, по крайней мере, я хотя бы сделаю что-то ради другого еврея, и на благо моего народа…

Можно найти намек на это в слове תולעת. Из слова תולעת, «червь», «я червь, а не человек, позор человеческий, презираемый народом», из осознания, насколько я низко пал, я направляю свои дела на пользу (תועלת) народу Израиля.

______________

[1] «Двести сорок восемь букв», буква 152. Из урока 15 хешвана 5778 года, суббота гл. Вайера, Кфар Хабад.

Автор: рав Ицхак Гинзбург
Авторизированный перевод: Ицхак Ройтман

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com