Радость каждый день и в праздники - Журнал Мир Торы
Рубрики

Радость каждый день и в праздники

Помочь уроку

Автор: Рав Авраам Куперман
Перевод Йоханана Болдырева

Природная склонность некоторых людей такова, что для них не является проблемой находиться в состоянии приподнятого духа. Более того, встречаются и такие, для которых это естественное состояние души [1]. Кроме этих двух типов существуют также флегматики, на которых радость и печаль не действуют так сильно, как на остальных. Но есть и такие люди, для которых заставить себя веселиться – настоящее испытание. Как раз о них-то и пойдет речь в этой статье. Тем же людям, которые постоянно погружены в глубокую депрессию, стоит обратиться к специалистам в области психологии и получить необходимую помощь.

Так отчего же так плохо пребывать в печали? Всем настолько очевидно [2], что жизнь человека, погруженного в уныние, не может в полной мере [3] быть названа жизнью [4], что даже не стоит останавливаться на этом. А в духовном смысле просто невозможно приравнять [5] их выполнение заповедей к служению Вс-вышнему в радости. Именно о тоскующем человеке написано: «Лулав высохший непригоден для заповеди». В Иерусалимском Талмуде мудрецы говорят даже больше, цитируя «Теилим»: «Не мертвые восхвалят Вс-вышнего!»

Чего же можно добиться, находясь в хорошем расположении духа? Аризаль открыл нам, что причина, по которой человек удостоен права постигать скрытые глубины Торы, кроется в большой радости, связанной с каждой заповедью. Об этом же сказано в книге «Рош Давид» Хаима Йосефа Давида Азулая – комментарии на главу Торы «Экев». Там написано, что все благословления, которых мы удостоены в этом мире при исполнении заповедей, даны нам только из-за радости, испытанной в момент их исполнения. И в Будущем Мире, когда Вс-вышний наградит нас за исполнение заповедей, еврей не устыдится получать награду из-за того, что выполнял заповеди с радостью. К этой теме мы вернемся еще в конце статьи.

А сейчас давайте задумаемся, насколько должно быть труднее веселиться в праздники, если так тяжело в обыкновенный день заставить себя радоваться? Ведь когда всех вокруг наполняет радость, грустный чувствует себя в стороне от общего веселья, будто скорбящий среди празднующих свадьбу [6]. Что же становится причиной постоянной печали человека, и каковы возможные варианты решения проблемы? В числе наиболее часто встречающихся случаев: боль утраты или потери чего-то особенно важного и любимого [7], без чего человек чувствует себя несчастным, или просто неудовлетворенные [8] желания [9] (см. «Ховот а-Левовот» разд. «Хешбон Нефашот», 7).

Хотелось бы выделить основные подходы к решению подобных проблем, а также дать некоторые советы. Но прежде надо подчеркнуть, что поскольку человек – не компьютер, который быстро перезагружается после нажатия кнопки «reset», очевидно, даже сильно старающийся выйти из состояния уныния с помощью приведенных ниже рецептов, мгновенного облегчения не испытает. В отдельных случаях,если рана от какого-то горестного события свежа или, наоборот, страдания от печали глубоко укоренены, потребуется время [10], пока «лечение» начнет действовать. Итак, вот основные способы избавления от грусти и печали.

Основные способы «лечения»:

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

1. Долгие годы учиться уповать на Вс-вышнего и полностью принять, что все происходящее – к лучшему, и даже испытания идут на пользу, а, кроме всего прочего, всегда есть шанс, что проблема решится сама собой. Другими словами, упорно заниматься развитием «битахона» [11] (см. «Ховот а-Левавот» разд. «Битахон», книга «Икарим», гл. 9-46). Остальные основы объяснены там же.

2. Много времени посвятить осмыслению мишны [12]: «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью». Это относится как к духовным, так и к материальным вопросам.

3. Для особо упрямых и твердых людей хорошая рекомендация – немедленно отвлекаться [13] от грустных размышлений. При этом необходимо не забывать о важности молитвы, которая вселяет надежду [14] и отгоняет плохие мысли. Если печальные думы настойчиво лезут в голову, следует сразу же поменять тему размышлений, ведь невозможно думать о нескольких вещах одновременно. Неплохо начать размышлять о Торе, подойдут любые темы по настроению. Если тяжело учить Тору, можно открыть книгу либо кашерную газету (если есть). Поступайте так, пока не освободитесь от печали, но и после этого до достижения радости предстоит еще тяжелая работа.

4. Когда человек уверен, что делает все правильно – он счастлив. И поскольку мы идем верной дорогой, не сворачивая на окольные пути, нет ничего, что давало бы большую радость и спокойствие, чем изучение Торы и выполнение заповедей. При более тщательном рассмотрении этим способом можно выйти из грусти в любой ситуации. Даже если человек так разбит и измучен, что не знает причины этого, начав изучать Тору, молиться или заниматься благотворительностью, он несомненно почувствует себя лучше, так как сможет утвердительно ответить на собственный вопрос: «Зарабатываю ли я сейчас Будущий Мир?» А это добавит ему радости и утешит.

5. Не имеет значения, чем вызвана печаль. Если ее причина в недостаточном изучении Торы и выполнении заповедей, то это легко восполнить прямо сейчас. В случае же, когда причина уныния из этого мира, то чего он стоит по сравнению с Миром Грядущим?! Подобное изменение отношения к событиям хорошо демонстрирует песня: «Если того, что было – уже нет [15], а того, что будет – еще нет, но спасение Вс-вышнего – незамедлительно, то о чем ты беспокоишься?!».

Полезные практические советы, которые помогут облегчить состояние:

1. Попробовать свыкнуться со случившимся и понять, что не стоит каждый раз мысленно возвращаться назад, мечтая, чтобы все было по-старому.

2. Беседовать о печальном событии с друзьями и родственниками, чтобы облегчить тяжесть печали и тревог.

3. Воздерживаться от одиночества, насколько это возможно.

4. Очень хорошо безвозмездно оказывать помощь общине, старикам или больным, так как добрые дела приносят радость, которая невольно передается всем участникам: и принимающей стороне, и дающему.

5. Постараться испытывать наслаждение от каждого творения Вс-вышнего: животных, птиц или растений во время прогулок (см. «Шмоне праким» Рамбама), рассвета и заката, а также от кашерной музыки, кашерной газеты (если есть), пирожных и сластей (иногда).

6. Уважение к самому себе и признание достоинств окружающими тоже иногда помогают.

Дополнительные причины, ведущие к печали:

1. Постоянное самокопание и выискивание недостатков без должного внимания к собственным достоинствам. Как сказал мой учитель: «Должно быть у человека два кармана: в одном – достоинства, а в другом – недостатки. Когда навестит его печаль, пусть заглянет в карман с достоинствами, а если замучает гордость – пороется в кармане с недостатками. И так всю жизнь «скитальцем будет на земле» [16]».

2. Часто причиной печали является боязнь Вс-вышнего. Существуют такие грехи [17], с которыми человеку трудно бороться, и он постоянно возвращается к ним даже после раскаяния. Например, злословие. Поскольку человек в меру своих сил борется [18] с ним, то не будет у Вс-вышнего сильных претензий к нему. Как говорил мой учитель: «Того, кто прилагает усилия, не судят строго, если же нет – то по всей строгости Закона».

3. Еще одним поводом для грусти могут стать недостаточные успехи в духовной сфере: изучении Торы, выполнении заповедей, исправлении качеств характера. Если огорчение порождает недостаток духовных достижений, то путь скажет себе, что у кого-то получается много, у кого-то мало, но главное, чтобы намерение было во имя Небес. И согласно способностям или качествам души, которые человек получает с Небес, он служит Вс-вышнему очень хорошо!

В заключение процитируем великих ученых Торы и праведников, говорящих о преимуществах радости. Их слова помогут победить печаль.

  • Рав Зуша [19] говорил, что, как известно, можно служить Вс-вышнему и в плаче [20], и в радости. О разнице между этими двумя видами служения есть намек в «Теилим»: «Две дороги эти – «те, кто сеют, проливают слезы» и «радоваться будут в жатву». Тот, кто служил Вс-вышнему впечали) «идущий и плачущий», получит только то, что посеял («неся мешок с зернами»). Те же, кто «придут с песней», получат снопы («нагруженные снопами своими»).
  • Говорят о двух подходах в служении Всвышнему. Пример первого приводит Рамо [21] в начале «Орах Хаим» [22]: необходимо трепетать перед Вс-вышним, постоянно представлять перед собой. А второй Рамо представил в конце книги – возлюбить Творца и радоваться Ему [23].
  • Раби Мордехай из Луховиц: «”И с радостью ты отправишься в путь” [24]. С помощью радости можно выйти из любого бедствия. И более того, написано, что «с миром будешь приведен», т.е. достигнешь высшей степени мира и спокойствия».
  • Раби Моше из Коврина: «В Устной Традиции передается: «Служите Вс-вышнему в радости» [25] – и имеется в виду, что радость сама по себе является служением Вс-вышнему».
  • Раби Моше из Коврина: «Наш долг с радостью [26] восхвалять Вс-вышнего, что не сделал нас такими, как народы земли». С этими словами разрушил Йошуа бин Нун семь стен Иерихона [27]».
  • Раби Авраам из Слонима: «Радость является источником «парнасы» (достатка) как для души, так и для тела. С точки зрения Йецер а-ра, поскольку существует «час желания» [28], он старается скинуть человека в плохое настроение».
  • В каждом из взрослых живет маленький ребенок. Можно многому научиться у него: сейчас он смеется, хотя лишь минуту назад мог горько плакать из-за тысячи различных причин.
  • Дай Б-г, чтобы я удостоился достигнуть уровня начальника пекарей и начальника виночерпиев! Ведь сейчас, когда мы видим кого-то радостным, то спрашиваем: «Что случилось?» А эти высокопоставленные чиновники в тюрьме, в месте, где на человека должна напасть глубокая депрессия, радуются на протяжении всего года до того момента, когда Йосеф спрашивает их: «Почему ваши лица грустные сегодня?» [29].
  • Раби Моше Лейб из Динара: «И вместо того, что говорилось о них: “Не народ Мой вы”, скажут: “Сыны Б-га живого”» [30]. Означает, что перестали бы думать: «Не народ мой», а лучше укрепились бы, возрадовались и раскаялись, сказав себе: «Мы сыновья Б-га Живого».
  • Раби Моше Лейб из Динара: «Есть десять определений радости, которые нацелены на то, чтобы покорить десять народов, которые были даны в руки праотцу Аврааму».
  • Большой праведник рав Ицхак Зильбер, благословенна его память, сказал мне, что знаком с одним простым евреем, который прилагал усилия, чтобы его товарищ сделал обрезание. После того, как ему это удалось, луч света не сходил с лица этого человека две недели!
  • Также рав Ицхак рассказал мне, что знаком с одним евреем, сын которого обладал очень большими способностями в области Торы. За несколько дней до праздника Симхат Тора он заболел и умер. Поскольку этот еврей был равом и являлся организатором «акафот», некоторые люди считали, что, скорее всего, на этот раз кто-то его заменит. Однако, к общему удивлению, он радовался и танцевал не менее остальных. Это раввин ответил тем, кто сомневался в его активном участии: «Так же, как и повелительную заповедь «и будете изнурять души ваши» нужно делать в любом случае, так и заповедь «и будешь радоваться в праздник» необходимо выполнять вне зависимости от внешних обстоятельств». Рав Ицхак говорил мне это со слезами на глазах.
  • Мой учитель, праведник и гаон, рав Гедалья Айзенман, благословенна память о праведнике, сказал мне в холь а-моед, что в наши дни заповедь, связанную с весельем, очень тяжело выполнять. Так, Сфорно [31] понимает слова «только радоваться» [32] как дополнительное повеление не грустить. От имени Рашбы приводят объяснение, что под «вы- держанным вином» [33] в Талмуде понимается то, что грусть не должна проникать в человека вообще.
  • Каким образом можно достичь радости в Суккот? Думая о том, что «вся работа уже как будто сделана» [34]. В этом смысл просьбы праздничной молитвы «Мусаф» «удостой нас [35] благословения в праздник свой для жизни и для мира» – чтобы мы стали более возвышенными над материальным и смогли бы достигнуть того, о чем говорится делее в благословении «для радости и для веселья».
  • Сказал мой учитель, что тшувой, котору. человек сделал в Рош а-Шана и в Йом Кипур, определяется та степень радости, которую человек способен постичь в Суккот.
  • «Прядением занята она и в пальцах держит веретено» [36]. В порядке красивого толкования текста из комментариев «Мецудод» в конце главы мой учитель сказал, что если тяжело мудрецу Торы учить сложные вещи, пусть учит более простые. И не подумай, что так неправильно делать изначально, ведь говорится в этом отрывке о глубоко постигшем Тору [37] мудреце.
  • Мой учитель сказал, что с помощью радости открываются все двери.
  • Мой учитель говорил, что постоянно вспоминает книгу «Месилат Йешарим» (гл. 18) [38], в которой приводится цитата из «Диврей а-Ямим», где царь Давид просит у народа Израиля: «сохрани это навеки» [39]. Основной императив его послания заключался не в том, чтобы евреи продолжали оказывать денежные пожертвования, а в необходимости сохранить радость, охватившую их при строительстве, и в дальнейшем.
  • Чудесные слова [40] о важности радовать жениха и невесту на свадьбе сообщил мне рав Гедалья Айзенман через несколько дней после моего эрусина.
  • И не будет считаться разговор «по душам» словами пустыми, ибо необходимо это для здоровья тела и души… И главное – всегда страться из всех сил пребывать в радости, как сказал рав Хаим Виталь, что «никакая мицва не может сделать того, что делает радость, и никакой грех не может так навредить, как вредит человеку
    печаль». Этот «ворт» в возрасте двадцати лет я получил в письме большого гаона и праведника рава Йоэля Клопта, благословенна память о праведнике.
  • Внешнее оказывает влияние на внутреннее. Поэтому, если человек постарается выпол-
    нять заповеди сразу и с легкостью, не откладывая дело в долгий ящик, то он загорится от этого внутренней радостью («Месилат Йешарим», 7).
  • С приходом месяца Адар увеличивают радость, с приходом месяца Ав – уменьшают [41]. Но совсем без радости невозможно никак!
  • При выходе из Египта евреи воспели «Песнь на море», несмотря на то, что погибло, по крайней мере, четыре пятых из народа Израиля (Святой адмор Аарон из Белза после приезда в Святую землю после Катастрофы, в которой он потерял всю свою семью, шел с выражением веселья и радости на лице. У рава спросили, откуда он научился такому, как такое вообще возможно? Он ответил: из «Песни на море»).
  • «И будет: когда пойдете, не уйдете с пустыми руками» [42]. Не написано в Торе «и будет» [43], иначе чем в значении радости. Там, где радость – никогда не быват «пустоты» («Бейт Аарон»).
  • В книге «Эзра» говорится, что когда поднимались в Землю Израиля, шли с ними также певцы и певицы [44]. Комментаторы [45] объясняют: это потому, что хотели идти с радостью!

Короткие «ворты» о печали

– Слышал от моего учителя, гаона и цадика рава Айзенмана, благословенна память о праведнике: тем, что человек начинает в раскаянии переживать и винить себя, приводя к печали, он нарушает повеление «не следуйте за сердцами своими» [46].

– Слышал от моего учителя, что в Келеме говаривали, что наш мир – это шаткий мост. Отягчающий [47] себя падает, а облегчающий проходит.

– Скажи «Прощай!» вчерашнему дню!

– Почему бы не использовать Злое начало, которое ожесточает нас, чтобы не поступить обратно его желанию?

– Поскольку в одиночестве зачастую над нами властвует печаль, следует назначить себе много «хеврут», даже среди учеников. Главное – не оставаться одному.

– Бааль Шем Тов: «Тому, кто одевается в черные одежды ипохондрии и депрессии и считает, что это и есть настоящая Б-гобоязненность, можно порекомендовать следующую Гемару [48]: «В будущем Я покараю того, кто сейчас прикрепляет нити цицит, окрашенные растительным красителем [49], и говорит, что тхелет это».

– Раби Мейхаль из Ляховичей: «Пусть не причитает горько, ибо один вздох сожаления влечет за собой и второй (и третий)».

– Народная мудрость: «И избавь нас от врага, эпидемии, меча, голода и скорби». Самое последнее в списке является самым тяжелым из всех».

– Бесполезно растрачивать силы (жизненную энергию) на сожаления, начни радоваться!

– Тому, кого молитва только заставляет еще больше грустить, необходимо прекратитить молиться о том, чего не хватает. Вместо этого надо уповать на Вс-вышнего, который в детстве обеспечил тебя всем необходимым, чтобы ты научился читать и молиться, также Он дает все необходимое и сейчас («Ховот а-левавот», разд. «Битахон»).

– Злое начало подобно профессиональному вору-медвежатнику, который намеревается опустошить магазин с ювелирными украшениями, но из-за охраны на входе ему это не удается. Что он делает? Он паркует большой грузовик рядом с магазином, после чего посылает помощника, чтобы тот украл какое-нибудь незначительное украшение. Когда охрана отвлекается и бежит за помощником, профессионал заходит и забирает все в грузовик!

– Написано в Гемаре [50]: «Вот два человека, веселящих остальных (два шута), про которых сказал пророк Элияу, что они сыновья Будущего Мира». Раши объясняет, что это те люди, которые веселятся сами и веселят других. Постоянно задаюсь вопросом: «Почему Раши подчеркивает «которые веселятся сами». На первый взгляд, если они грустят [51] и, несмотря на это, радуют других, тем более, они имеют долю в Будущем мире (ведь они по-настоящему идут против своих эмоций)?! Однако, возможно, «сила и радость в обители Его» [52] исключают печаль, которая имеет свои корни в прахе!

– Много лет я страдал от одной вещи, которая сильно угнетала и причиняла боль. Мой учитель рав Гедалья Айзенман спросил: «Как может быть такое, что изучение Торы не смогло бы вывести тебя из печали и развеселить?».

______________

[1] И даже таким людям следует постараться радоваться больше, чем обычно, как и тем, кто родился с каким-то от природы развитым качеством характера, работать над этим качеством. Ведь если человек ведет себя ровно так, как заложено природой, это еще не может называться служением (и этим он похож, «леавдиль» («отделяя»), на крупный рогатый скот, уже рожденный с признаками кашерности).
[2] См. «Йилкутей Шимони», «Йов», 15: «Учили мудрецы: «Жизнь этих трех не может называться Жизнью: того, кто ожидает стола товарища, и того, над кем властвует жена его, и того, кто страдает. Некоторые присоединяют также имеющего только один халат».
[3] Поэтому он должен всеми силами бороться с тоской – ведь за свою жизнь воюет!
[4] И даже тот, кому доступны райские удовольствия, и все, что может быть приятно человеку в мире, но он не чувствует от них радости – словно мертвец.
[5] Не имеется в виду ситуация, когда человек, несмотря на мучающие его проблемы, тем не менее, идет и выполняет заповедь. А тем более, когда в такой ситуации борется с естеством и пытается служить Вс-вышнему в радости. В этом случае он по-настоящему идет на «месирут нефеш» (самопожертвование), и нет ничего выше этого. Мой учитель дал такому человеку совет на основании трактовки мудрецами отрывка из «Шма…»: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими». Здесь слова «всей душой твоей» говорят об обязанности человека быть верным Вс-вышнему, даже когда душу эту забирают у него. Такой же закон применяется, когда отнимают сердце. Об этом сказано: «И всем сердцем твоим». То есть даже когда нет сердца (разбитое сердце) должен служить Вс-вышнему (конечно, это крайний случай, и лучше служить Творцу без испытаний и в радости!).
[6] Поэтому я бы порекомендовал воздержаться от прогулок в холь а-моед в местах скопления большого количества народа, так как Злое начало не дремлет и всегда ищет способы, как испортить праздничное настроение.
[7] Например, дети, жизнь (здоровье, болезни, физические дефекты, открытые и скрытые, и т.д.), пропитание (как достижение прожиточного минимума, так и богатство), почет (положение в обществе и др.), мир с женой, детьми и родственниками.
[8] Сюда входит тот же список, что и в пункте 8.
[9] Иногда это не более, чем простая зависть. В таком случае необходимо работать над своими качествами характера для того, чтобы от нее избавиться и осознать, что всего достаточно.
[10] Как «агалат келим» (высокотемпературное кошерование посуды) – тем способом, которым запрещеный вкус стенками сосуда был поглощен (например, варкой), он должен быть и изган.
[11] В книге «Шомер эмуним» говорится о ситуации, когда тяжелый приговор уже вынесен человеку, и молитва не может спасти, тогда нужно просто довериться Вс-вышнему и, тем самым, спастись.
[12] Трактат «Авот», 4:1
[13] Это действует только в случае, когда имеется одна грустная мысль, которая докучает постоянно.
[14] На это есть намек в словах мудрецов Талмуда («Брахот», 32б), из которых учится, что если на молитву нет положительного ответа, то нужно вернуться и помолиться еще раз. Это понятно из слов: «Надейся на Б-га, мужайся, и да укрепится сердце твое, и надейся на Б-га!» («Теилим», 27:14). Но это говорится только о том, чье сердце переполняет надежда! В респонсе «Хашукей Хемед» рава Ицхака Зильберштейна на «Брахот», 32б задается вопрос: «О какой молитве идет речь? Ведь на чтение псалмов нет ограничения, а для молитвы «Амида» не подходит». На это рав Ицхак отвечает словами гаона из Вильно в сидуре «Азор Элиягу». Написано, что под сказанным в Талмуде равом Хамой, сыном раби Ханины («Видит человек, что помолился, и молитва его не принимается – пусть пойдет и помолится еще раз») имеется в виду «хазарат а-шац» – повторение молитвы посланником общины, так как в «хазарат а-шац» молитва принимается лучше как при внимательном слушании кантора, так и при просмотре текста молитвы по сидуру. И в «Игерет а-тшува» рабейну Йона сказано: «Поскольку каждое благословение посланника общины человек слушает с каваной, это засчитывается ему как вторая молитвы, как написано: «Надейся на Б-га, мужайся, и да укрепится сердце твое, и надейся на Б-га!».
[15] Потому что большинство людей преследуют былые печали. Но иногда это помогает – вспомнить прошлые беды, как в случае с раби Акивой, когда он заглянул в свое прошлое и преисполнился признательности, что изменился, как объяснено в «Авот де-раби Натан» (раби Акива отличается необычайной способностью усматривать во многом частички радости, как известно из рассказа о мудрецах и раби Акиве и разрушенном Храме (см. Гемору на «Макот», 24б, где описывается атипичное поведение раби Акивы, когда увидев выползающую из развалин «святой святых» в Храме лисицу – не стал плакать как мудрецы, а рассмеялся. – Из-за чего ты смеешься? – спросили его мудрецы. Почему вы плачете? – ответил им раби Акива. – Потому что «чужой (не имеющий права осуществлять священные работы, дотронувшийся до жертвенника, умрет» (Бемидар, 1:51). На это раби Акива привел несколько цитат из Писания, сказав, что, если плохое пророчество Урии уже исполнилось, настанет время и для исполнения хорошего пророчества Захарии, чем и успокоил мудрецов)).
[16] Берешит, 4:12.
[17] И я не говорю про горести, вызванные известным пригрешением (примеч. переводчика – говорится о грехе напрасной потери семени), поскольку знаем от автора «Магид Эмет», что отличается этот грех от всех грехов тем, что переживающий по его поводу только ухудшит свое состояние. Поэтому какой дурак станет переживать и, как следствие, вызывать этим ухудшение своего состояния! (Исправлением для этого греха будет служить глубокое изучение Торы («ийюн»), как написано во введении к книге «Иглей Таль» рава Авраама Борштейна из Сохачева).
[18] Конечно, Злое начало будет говорить, что не сделано все, что было возможно! Надо ответить ему, что согласно духовному уровню поколения даже небольшое усилие считается великим по сравнению с былыми поколениями.
[19] Известно, что рав Зуша жил в страшной бедности и нужде, но, несмотря на это, он говорил, что никогда не встречался в жизни с плохим (не жаловался на судьбу).
[20] Имеется в виду плач из-за обиды, а не из-за печали, так как не может быть в печали служения Вс-вышнему! Между ними есть тонкое различие. И так как можно быстро скатиться из одного состояния в другое, лучше отдалиться даже от состояния обиды.
[21] Рав Мойше бен Исроель Иссерлес (1525 – 1572 гг.). Автор основного сборника добавлений и комментариев к «Шулхану Аруху», в том числе, тех, где мнение ашкеназских мудрецов расходится с сефардскими, либо при наличии различия в обычаях общин.
[22] Одна из четырех частей «Шулхан Аруха». Содержит основные вопросы, касающиеся повседневной жизни еврея – молитва, пробуждение утром, законы Шабата.
[23] Понятно, что невозможно быть по-настоящему верующим человеком без боязни Вс-вышнего (так же как и без любви в него) – вопрос здесь в акценте, на что нужно больше обращать внимание.
[24] «Йешаяу», 55:12.
[25] «Теилим», 100:2.
[26] В «Незер а-Тора», гл. «Захват Иерихо» равом Шаулем Роттенбергом приведено объснение слов раби Мойше из Коврина. Здесь в слова молитвы «Алейну лешабеах» добавлены слова «с радостью», чтобы показать, какую силу дает восхваление Вс-вышнего с правильным настроем. Мы видим, что произнесением этих слов как песни с правильным намерением, еврей признает себя тесно связанным с Творцом, прилепляется к Нему, из-за чего и происходят такие чудеса, как падение стен Иерихона.
[27] Из устного Предания мы знаем, что молитва «Алейну лешабеах» была составлена Йеошуа бин Нуном во время захвата Земли Израиля евреямя после выхода из Египта. Во введении к книге «Сефер Хасидим» рава Элазара Азкари говорится, что «было общеизвестно, что Ашем воевал за них (евреев) и при входе в землю Израиля евреи окружили Иерихо (Иерихон) и читали «Алейну Лешабеах» с начала до конца, а с конца переходили к началу (То есть говорили слова текста в обратном порядке). Так продолжалось, пока стены не рухнули». Рав Моше Макир в «Седер а-Йом», разд. «Намерения в молитве «Алейну лешабеах»» добавляет к этому, что после чтения этой молитвы все семь стен Иерихона рухнули. На вопрос, почему у Иерихона было семь стен (а не одна, как видно из простого понимания Писания), рав Шауль Роттенберг отвечает, что в данном случае нельзя понимать слово «стена» в простом смысле, имеются в виду семь стен духовной нечистоты, окружающие город. С этим связаны семь обходов вокруг города, необходимые для духовного очищения, которые делали коэны с шофарами по приказу Йошуа («Йошуа», 6:6-15,16) – примеч. переводчика.
[28] Раши объясняет: это достигается тем, что человек умиротворен во время молитвы. Состояние молящегося влияет на то, насколько молитва принимается на небесах.
[29] Берешит, 40:7.
[30] «Ошеа», 2:1.
[31] См. Сфорно на Дварим 16:15.
[32] Полный текст пасука в Дварим, 16:15.
[33] «Брахот», 34б.
[34] См. комментарий Раши (Шмот 20:9) «Шесть дней трудись и сделай всю свою работу» , где он приводит «Мехильту», 7: «сделай всю свою работу» – означает, что в твоих глазах она должна быть как будто бы сделанной.
[35] В оригинале – «и подними нас», «и возвысь нас»
[36] Эшет Хаиль – песня в начале субботней трапезы, гимн добродетельной жене («Мишлей», 32:19).
[37] Наши мудрецы усматривают в этом отрывке из «Мишлей» не только простой смысл, но и аллегорию: в сравнении доблестной жены и других женщин сопоставляется Тора и остальные науки и мудрости земли (см. «Мецудод Давид» на «Мишлей», 32:19). В статье речь идет о том, что как для Эшет Хаиль не только торговля и занятие хозяйством являются изучением Торы, но и простое рукоделие имеет немалую ценность, так и для «доблестного» талмид хахама даже изучение более простых вещей является немаловажным занятием.
[38] Рекомендую ознакомиться со всем, что там написано, относящимся к радости.
[39] «И знаю я, Б-г мой, что Ты испытываешь сердца и благоволишь к прямодушию. От чистого сердца своего пожертвовал я все это, а ныне вижу, (что и) народ Твой, находящийся здесь, с радостью жертвует Тебе. Г-сподь, Б-г Авраама, Ицхака и Исраэля, отцов наших! Сохрани это навеки, (этот) строй мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе» («Диврей а-Ямим», 1:29,17-18)
[40] Он спросил: «Почему так важно радовать жениха и невесту?». Рав ответил на свой вопрос цитатой из «Авот» («Пиркей Авот», 5:5), что в Иерусалимском храме постоянно происходили десять чудес, одним из которых было, что никогда не говорил человек: «Плохо мне, Вс-вышний… В Иерусалиме». И объяснил рав Гедалья, что чудо заключается в том, что в те времена все поднимались (восходили) на праздники в Иерусалим, в том числе раздражительные и вспыльчивые люди. Как может быть такое, что ни один из них не начал жаловаться? Ведь у каждого человека всегда остается свобода выбора и нельзя сказать, что у этих людей забрали свободу на высказывание недовольства . И поэтому за основу ответа на вопрос примем пасук «радость всей земли» (примеч. переводчика -пасук говорит об Иерусалиме и восхваляет его, «Теилим», 48:3). Иерусалим был городом Радости, как объяснено в «Мидраше Эйха» («Эйха Раба», 2:19) на пасук «всплескивали руками из-за тебя» (Эйха», 1:15) и в конце «Шмот Раба» («Пкудей», 52:5). Там говорится, что если у человека были проблемы с пропитанием, он обязан был идти в «расчетный дом», чтобы успокоиться (это очень похоже на то, что не оставляем мертвого на ночь в Иерусалиме!). Только после этого, он мог вернуться назад в город! И сказал мой учитель, что все наши реакции на окружающие события зависят от настроения, и стоит только человеку взять себя в руки, как он словно выиграл лотерейный билет: теперь даже тяжелые события с трудом смогут повлиять на него негативно. И, наоборот, – тот, кто «встал с не той ноги», даже в случае, если кто-то заденет его ненароком, будет кричать: «Что, у тебя разве нет глаз? Пойди и купи очки!».
[41] «Таанит», 29. Месяц Адар связан с Пуримом, а Ав – с девятым Ава и разрушением Храма.
[42] Шмот, 3:21: «И дам я этому народу приязнь в глазах египтян, и будет: когда пойдете, не уйдете с пустыми руками».
[43] Источник для этого толкования – «Берешит Раба», 42:3.
[44] См. книгу Эзры 2:65.
[45] См. «Мецудод Давид» на пасук, приведенный в примеч. 51.
[46] Бемидбар, 15:39.
[47] Игра слов, основанная на том, что под утяжелением может иметься в виду как физическое, так и духовное обременение.
[48] «Баба Меция», 61б.
[49] В оригинале – синяя краска с зеленоватым оттенком, который изготовляют из различных видов растений, цвет которой внешне очень похож на цвет тхелета (оригинальная краска для цицит, добываемая из хилазона).
[50] «Таанит», 22а.
[51] Как случалось и со мной много раз, когда, погруженный в глубокую грусть, радовал десятки и сотни людей на «Шева Брахот» (примеч. переводчика – в течение семи дней после свадьбы жених и невеста участвуют в трапезе каждый день, и когда читают благословение после еды с хлебом, добавляют к этой молитве «Шева брахот» – «Семь свадебных благословений») либо на Aufruf (примеч. переводчика. С идиша и немецкого дословно переводится как «вызывать». Шабат перед хупой, когда утром жениха вызывают к чтению Торы, сразу после чего начинают закидывать конфетами).
[52] «Диврей а-Ямим», 1:16,27.

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Журнал "Мир Торы" Помочь уроку

«Мир Торы» - это «Бейт Мидраш» (Дом Учения), перенесенный на бумагу. Он предназначен в первую очередь для тех людей, которые хотели бы узнать, что такое еврейская традиция, но в силу разных причин не находятся в настоящем «Бейт Мидраше».
Мы делаем ставку на авторские тексты и переводы важных книг и статей, никогда не публиковавшихся по-русски.

Связь с редакцией:
Гавриэль Фельдман
gavriel.feldman@gmail.com
+972506656154