Поделиться

Рахав из Йерихо | Спасительница евреев, уверовавшая во Вс-вышнего

Рахав – удивительная и прекрасная. Рахав – блудница и предательница. Она спаслась, когда весь город погиб. Рахав – праматерь пророков, пророчиц и коэнов.

Кто она, эта женщина?

Когда народ Израиля вышел из Египта, Рахав исполнилось десять лет. И жила она в городе Йерихо. В те времена народы, населяющие Землю Кнаанскую, творили мерзости, которые ни один человек не стал бы терпеть так долго, как терпел Всевышний… Они приносили в жертвы своим идолам людей, в том числе детей – собственных первенцев, они занимались ритуальной проституцией в «священных рощах»; они поклонялись змеям, следовали страшным культам, практиковали черную магию. Жестокость и извращение стали нормой жизни этих народов. Творя грехи, они не знали меры. Именно в такое время, и в таком месте началась история Рахав.

Надо отметить, что Йерихо являлся первым городом при вступлении в Кнаан, и стоял совсем на границе, поэтому, его завоевание было стратегически важно для народа Израиля. Интересно отметить, что стены этого города, считались самыми крепкими, что были в то время, ведь они состояли из домов, примыкавших один к другому.

В одном из таких домов у Рахав была самая элитная гостиница в городе. В некоторых источниках указывается, что Рахав называли еще и Зуна. В нынешнем понимании этого слова оно переводится как «блудница» или «проститутка». Но в то время, оно, скорее всего, означало «содержательница постоялого двора», гостиницы или бара. От слова «мазон» (ивр.) — «пища, питание». Итак, гостиница Рахав была одним из самых из самых удобных и элитных мест в городе. Также немаловажным было, что она находилась в таком месте, что у нее был черный выход через окно. Наружные стены крепости – они же стены домов – были без окон в целях безопасности. У Рахав же окно было, хоть и очень высоко, и потому считалось недосягаемым для врагов, но оно давало огромное преимущество для тех людей, кто не хотел, чтобы их видели в городе. Все самые важные и богатые гости считали большой удачей остановиться в ее гостинице. И, конечно, ни одни переговоры не проходили без ее ведома. Умение вести дела снискало ей огромное уважение. А красота совершала чудеса. Не было не одного мужчины, кто хоть раз увидел ее и не возжелал. Такая вот история, про которую через три с половиной тысячи лет сказали бы «в венецианском духе».

Перевод имени «Рахав» с иврита – «широкая». И действительно, в своей жизни она умудрялась широко думать и широко поступать. С самого детства она слышала про то, что есть такой народ евреи, они вышли из Египта и для них были совершены Великие чудеса. Она слышала про открытый разговор Моше с Всевышним на горе Синай и получение народом Торы. В ее гостинице разносились удивительные вести о великих победах евреев над могучими народами, и чудесном облаке, что сопровождает этот народ в пустыне. Живя в самом центре скверны, ее душа жаждала Всевышнего. А мысли были с этим чудесным народом, про который она слышала так много.

Вряд ли Рахав точно знала в то время, что этот самый народ, ставший войском, приближается к стенам Йерихо. Йехошуа, сын Нуна, один из двух оставшихся к тому моменту евреев, родившихся в рабстве, ведет их в землю Кнаанскую уже во второй раз. Ведет чтобы искупить грех маловерия, совершенный народом более тридцати лет назад. Тогда, тридцать восемь лет назад, народ не поверил, что, ведомый Вс-вышним, он в силах победить любого врага; след рабства был еще слишком отчетлив в душах людей. Теперь, когда все, знавшие рабство, кроме Йехошуа и Калева, умерли в скитаниях, сын Нуна ведет под несокрушимые стены Йерихо народ, которому предстоит доказать, что его рабство осталось в прошлом.

6 нисана, на 30 день, после оплакивания смерти Моше, из места под названием Шитим, Йехошуа отправляет разведчиков, не сообщив об этом никому, помня ошибку тридцативосьмилетней давности. Проникнув в город, лазутчики решают остановиться в гостинице Рахав – да, место заметное, но тайные им все равно неведомы, а, начав прятаться и озираться, они лишь навлекут на себя подозрения. Расчет простой – Йерихо был по тогдашним меркам городом совсем немаленьким, и приезжих, если они не прячутся, подозревать, вроде как, и не в чем. Так они попали в дом Рахав.

Тем не менее, царю Йерихо было доложено, что ночью прибыли сюда люди из сыновей Израиля. То ли обо всех докладывали, то ли именно израильтяне вызывали особые подозрения, но отказ от маскировки также не помог. Царь послал к Рахав требовать, чтобы она выдала этих людей, которые пришли к ней: «Выведи людей, которые пришли к тебе, которые пришли в твой дом» (Йехошуа бен Нун, 2:3).

И Рахав принимает смертельно опасное для нее решение, зная, что грозит ей в случае, если у нее найдут этих разведчиков. Она их прячет, и мало этого, не просто говорит, что они ушли неведомо куда. Она умышленно направляет преследователей по ложному следу, советуя им бежать и скорее догонять этих опасных людей.

И сказала потом Рахав разведчикам: «ядати» – «я узнала», и объясняет: «я знаю, что отдал Вс-вышний вам эту Землю, и что напал страх перед вами, и растаяли все жители этой земли перед вами, потому что мы слышали, как осушил Всевышний воды Красного моря перед вами, когда вы вышли из Египта, и слышали о том, что вы сделали с двумя эморейскими царями, которые по ту сторону Йардена, — с Сихоном и Огом, которых вы уничтожили».

И спустила их на веревке, через окно, которое выходило наружу, вне города.

И обещали разведчики спасти ее и всю ее семью при взятии Йерихо.
И пришли к Йехошуа бен Нуну, и рассказали ему обо всем, что случилось с ними.
И при завоевании Йерихо действительно выполнили клятву, данную Рахав.

И было Йехошуа 96 лет, а Рахав было 50.

И превзошла она всех, кто ей предшествовал, даже тестя Моше – Итро, в благочестии и вере во Вс-вышнего. И сказала, что Бог – Один на Небе и на Земле. И захотела стать одной из народа Израиля.

И Мидраш говорит, что Рахав, выйдя замуж за Йехошуа, стала праматерью пророчицы Хульды, пророка Иермияху и пророка Иехезкиля. Согласно Сифри, среди её потомков были восемь пророков и восемь коэнов.

Рахав не взяла в руки меч, чтобы воевать во имя Вс-вышнего, не обрушила на врагов огонь с неба, не раздвигала воды морей и рек. Рахав сделала выбор, к которому стремилась ее чистая душа, и была этому выбору верна, чем бы ей это ни грозило. Подумаем сами, остановило бы отсутствие вестей от разведчиков Йехошуа? Ведомый Вс-вышним, он не остановился бы перед неизвестностью, а значит ни судьбу народа, ни судьбу обреченного уже Йерихо поступок Рахав никак изменить не мог.

Значит, результатом поступка Рахав было «всего лишь» спасение двух жизней – жизней разведчиков? Поступок, достойный с любой точки зрения, но история сохранила нам множество и более ярких примеров самопожертвования ради спасения гораздо большего количества людей. Нет, в первую очередь Рахав спасает себя, причем не телесную свою оболочку (это тоже, в благодарность за помощь разведчики дают ей гарантии безопасности), но свою душу, фактически пройдя путь Авраама – поняв, приняв и поверив. Это и был ее главный подвиг.

Как говорит Любавичский Ребе: «Женщина тоже должна стремиться преобразовать мир в «дом Б-жий». Но она должна делать это с характерной для нее женственностью: не как «покорительница», а как воспитательница, не «превращая тьму в свет», а проявляя Б-жественное сияние, скрытое в каждом Б-жьем создании».

И на примере Рахав оно так и получилось.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com