Поделиться

Рав Элазар Нисимов. Недельная глава Пекудей

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами учим недельную главу Пекудей. Начинается она так:

«Вот перечень расходов на Святилище Свидетельства, который был составлен по распоряжению Моше левитами под началом Итамара, сына Аарона-священника».

Здесь идет перечень расходов, всего, что было потрачено на изготовление Ковчега Завета и Шатра Откровения,переносного Храма. Последние пять глав в основном говорили о построении Мишкана, о сборе материалов и пожертвований. Теперь здесь приводится конечная сумма. Все для Мишкана было собрано, и Моше дает отчет народу, сколько было потрачено денег. Почему было необходимо, чтобы Моше дал отчет народу? Тем более, что Вс-вышний говорит о Моше: «Во всем Моем доме он верен», и тем более, перед народом он верен. Так почему все-таки Моше решил отчитаться перед народом? Потому что он слышал такие слова.

Были насмешники, были плохие люди среди народа, которые говорили: «Посмотрите, как разжирел Моше!». А другие говорили: «Конечно, разжирел, ведь он сидит на нашем золоте, на наших деньгах. Раз он собрал столько денег, то отчего ему теперь не разжиреть?». Моше слышал эти слова, поэтому он сказал в сердце, что когда вся работа закончится, он обязательно отчитается перед ними — пусть знают, что он ничего не взял.

Это одна из причин, почему Моше отчитывался перед народом. Но наши мудрецы говорят, что там, где есть деньги, обязательно должна быть прозрачность и отчетность. Нельзя вести денежные дела только на доверии между друг другом. Даже если какой-то человек, еврей дает своему другу или другому близкому человеку в долг, его обязанность из Торы — взять у того, кому он дает, расписку. И берущий должен написать: «Я у такого-то человека взял в долг и обязуюсь вергуть к такому-то времени». Они должны составить такой договор, и это обязательно. Может быть, многие люди обидятся, «ты мне не доверяешь, поэтому составляешь договор». На самом деле, здесь ничего обидного нет. Еврейский закон говорит, что наоборот, человек должен обижаться, если ему не предлагают составить договор; а фиксировать таким образом свои обязательства — это абсолютно нормально.

И второй момент, о котором мы говорили — на то, что подсчитывается, начинает действовать айн ара (злой глаз). Почему же здесь Моше начинает пересчитывать деньги, которые были израсходованы, золото, серебро и всякие другие приношения, которые принес народ? Неужели он не боялся, что на все это начнет действовать злой глаз? Мудрецы говорят, что на вещи, связанные со святостью, кдушой, например со свитками Торы, синагогой, бар мицвой, брит милой, дурной глаз не действует…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com