Поделиться

Рав Моше Вайя — Законы Песаха глава 1

От переводчика

Это – книга по Алохе одного из моих любимых авторов, который ставит себе целью описать просто и доступно именно практическую Алоху. Разумеется, стоит перед Пейсахом повторить Кицур Шульхан Орух или Мишно Бруро – кто что любит, — но после этого хотелось бы еще понять, как всё это сделать именно в нашей квартире, в нашей кухне, с нашими продуктами и т.д. Говорят, что перед Пейсахом краны на кухне меняют или пакетом закутывают – надо? Не надо? А что надо? Книга именно об этом.

 

Глава первая

Запрет хомца

1. Строгость запрета

К запрету хомца в Пейсах относятся особенно строго, поскольку с ним связаны пять запретов Торы:

а. Запрещено есть хомец
б. Запрещено извлекать пользу из хомца
в. Запрещено видеть у себя свой хомец
г. Запрещено иметь у себя во владении хомец
д. Заповедь требует уничтожить (то есть удалить) хомец из дома

Запреты «не видеть хомца» и «не иметь хомца во владении» относятся только к хомцу в количестве ке-заис (размер маслины, примерно 28 см3). Поэтому, чтобы не нарушить этих запретов, достаточно было бы убедиться, что нигде в доме не осталось ке-заиса хомца (типа, целого пирожного). Но запрет съесть хомец относится к любому количеству, и чтобы не нарушить запрета съесть хомец, чистят и тщательно проверяют весь дом, чтобы нигде не осталось ни крошки хомца (например, проблемой будет даже единственная крошка хлеба в кухонном шкафу, которая может прилипнуть к пасхальной тарелке) [1]).

2. Что такое хомец

Хомец – это один из пяти видов злаков (пшеница, ячмень, рожь, полба и овес, — гречка сюда не входит[2]), которые соприкоснулись с водой и пролежали в таком виде без движения в течение восемнадцати минут, из-за чего перешли в состояние «заквашенных».

(Список продуктов, которые являются хомцом или содержат хомец, будет в девятой главе).

Все пять видов злаков [и только они] содержат глютен и могут закваситься.

(В наше время удалось вывести сорт овса, не содержащий глютена. Из него готовят выпечку, в том числе и мацот, для людей с непереносимостью глютена[3]).

3. Уничтожение и аннулирование хомца

Чтобы мы не нарушили запретов, связанных с хомцом, мудрецы Талмуда постановили, что каждый должен совершить два действия:

а. Уничтожение хомца
б. Аннулирование хомца

Уничтожение хомца – это значит: убрать из дома весь хомец. Чтобы это сделать, мы чистим дом от хомца, а в конце сжигаем оставшийся хомец.

Аннулирование хомца – это значит: сделать так, чтобы хомец как бы перестал существовать. Для этого человек объявляет свой хомец ничейным, и теперь это уже не его хомец. (Делают это, произнося специальный текст «Коль хамиро…» — «Весь хомец…», он есть в Пасхальной Агаде).

Сначала делают уничтожение хомца, а уже потом – аннулирование хомца.

Теперь возникает такой вопрос. Вроде бы, достаточно было бы только чего-то одного из этих двух. Или нужно аннулировать хомец, так что теперь хомец не принадлежит хозяину дома, и из-за него он не нарушает запрета, а значит, уничтожать ничего уже не нужно. Или, наоборот, можно очистить дом от всего хомца, и тогда никакого хомца уже нет и нечего аннулировать. Так?

Но дело в том, что мудрецы Талмуда приняли в расчет возможность того, что что-то пойдет не так. Если человек только уберет хомец из дома, может оказаться, что в каком-нибудь дальнем углу заваляется кусок хомца. [В одной семье в Холь а-Моэд Пейсаха обнаружилась пицца, которую один из мальчиков разогрел себе в уже очищенной микроволновке за два дня до Пейсаха и забыл там]. Поэтому мудрецы Талмуда потребовали аннулировать весь хомец в доме, где бы он ни находился. Теперь, даже если он где-то и лежит, он ничей, не принадлежит живущим в доме евреям, и поэтому они из-за него уже не нарушают запрета.

Но раз так, может быть, достаточно будет просто аннулировать хомец, где бы он ни был, и теперь он ничей, и никакого запрета нет? Но мудрецы Талмуда опасаются, что даже если хомец будет ничьим, но останется в доме, его могут съесть в Пейсах и тогда нарушат запрет есть хомец. (Например, ребенок может съесть пирожок, завалявшийся в шкафу).

Поэтому надо сделать непременно и то, и другое: и уничтожить хомец, и аннулировать его.

4. Чистка дома – и поиски хомца

Мы уже говорили, что в Пейсах нельзя, чтобы во владении еврея был хомец, поэтому мудрецы Талмуда установили, что каждый должен проверить свой дом, чтобы в нем не осталось никакого хомца. В Шульхан Орухе [4] об этом сказано: «И каждый должен подмести (то есть вычистить) свои комнаты перед поисками хомца».

Мишно Бруро [5] объясняет, что если дом вначале не вычистить, то хорошо проверить его не получится. Другими словами, когда мы чистим дом к Пейсаху, цель у нас только одна – чтобы можно было потом проверить дом и добиться того, чтобы никакого хомца в нем не осталось.

Просто вычистить дом недостаточно. Шульхан Орух [6] говорит об этом, что если человек подмел (то есть вычистил) свою комнату 13-го Нисана, он должен будет потом еще и проверить ее ночью 14-го Нисана, даже если во время уборки он следил за тем, чтобы убрать весь хомец, а потом следил за тем, чтобы не принести туда нового хомца. Мишно Бруро [7] объясняет, что уборка – это не настоящая проверка, потому что может оказаться, что где-то в уголке всё же останется хомец.

Итак:

Цель: Проверить, что в доме не осталось никакого хомца.
Средство: Почистить дом, чтобы потом можно было его проверить.

Примерно как человек собирает чемодан в путешествие, а потом проверяет по списку, что ничего не забыл. Мы тоже после очищения дома проверяем его, чтобы убедиться, что не забыли нигде хомец.

Поэтому мыдолжны сделать так, чтобы средство соответствовало цели. Другими словами, мы должны организовать уборку дома так, чтобы она помогла уничтожить хомец. Уборка не должна быть сама по себе целью – типа «весенней уборки» — вместо уборки к Пейсаху [8].

Однажды некая семья так тщательно вытирала внешнюю сторону дверцы духовки, что стерла логотип производителя, а во время поисков хомца оказалось, что на потолке духовки не заметили корку пирога, который пекли к Пуриму и который оказался слишком пышным.

А в другой семье мама устроила кофе-брейк посреди мытья кухонного шкафа, а когда продолжила работу, пропустила одну дверцу! И только во время поисков хомца оказалось, что хомец был как раз на той дверце, которую она забыла.

Следует с самого начала определить, что нужно сделать в первую очередь и обязательно, а что – если останется время. Если у жены в распоряжении команда помощниц, она может позволить себе всякого рода лишние действия. Но если ей, наоборот, приходится самой еще и заниматься маленькими детьми, она должна посвятить свое время и силы только главному.

С точки зрения Алохи нет никакого смысла и вообще не нужно мыть окна, стирать занавески, белить стены [9], проветривать книги на солнце и стирать талес именно перед Пейсахом.

Не забудьте, что у женщин в ночь Сейдера есть все те же самые обязанности, что и у мужчин [10]. Поэтому если жена начинает Сейдер уже полностью выжатая, потому что слишком старалась «украсить заповедь» чистки дома к Пейсаху, и, выпив Первый бокал вина, засыпает, — «ее убыток перевесил прибыль». Это плохо, и не надо так делать.

5. Чистить и проверять дом поэтапно

Мудрецы Талмуда установили, что каждый должен проверить свой дом на наличие хомца ночью 14-го Нисана [то есть в это время нужно убедиться, что ни в одном уголке дома не осталось никакого хомца]. Получается, что после того, как мы вычистили и прибрали весь дом, все шкафы, холодильник и т.д., расставили на полках пасхальную посуду и продукты, нам теперь придется снова всё это вытаскивать и разбирать, чтобы еще раз всё проверять?! Действительно, великие люди Израиля тратили на эту проверку ночью 14-го Нисана очень много времени. Бен Иш Хай [11] пишет, что проверка хомца требует огромного труда. Хазон Иш проверял хомец всю ночь 14-го Нисана. И великий мудрец раби Яаков Каменецкий тоже искал хомец очень основательно и много часов подряд.

Существует простой способ избавиться от всех этих трудов:

В Алохе сказано, что если человек проверил свой дом днем 13-го Нисана [имеется в виду не только этот день, но и все дни перед Пейсахом, если только до Пейсаха осталось меньше 30 дней, например: 10 Нисана, или 1-е Нисана, или 26-е Адара], ему придется снова проверять дом ночью 14-го Нисана (не произнося благословения). Но если человек проверил свой дом ночью 13-го Нисана при свете свечи, или днем 13-го Нисана (или 10-го, или 1-го, как выше) при свете с галереи, то есть проверил то место, которое открыто солнечному свету [напротив открытого балкона или хорошо освещенного окна [12] – его обязанность проверить дом исполнена, но только одна проблема – он не исполнил установления мудрецов Талмуда, которые потребовали проверять дом ночью 14-го Нисана (а еще он не сможет произнести благословения, которое говорят только ночью 14-го Нисана).

Поэтому если нам трудно оставить всю-всю проверку на ночь 14-го Нисана, мы можем сделать так: поделить проверку на этапы [13]. Каждый день уборки мы будем проверять то, что убрали. Например, мы вычистили кухонный шкаф – и оставляем его пустым до ночи, а ночью проверяем при свете свечи. После проверки мы, естественно, будем все дни до Пейсаха следить, чтобы хомец туда не клали. Поэтому теперь это место называется «местом, куда не кладут хомец», и больше его проверять будет не нужно. Сумки, ящики и т.д. выносят на балкон и проверяют при дневном свете, и проверять их снова будет не нужно. (Непременно прочтите примечание 13 – мы дома делаем именно так – Кутуков).

Обязательно нужно оставить какие-то места в квартире непроверенными, а ночью 14-го Нисана проверяют с благословением все те места, которые еще не проверили.

6. Какие места нужно проверять

Обязанность проверять относится только к таким местам, где имеют дело с хомцом или куда могут случайно занести хомец. Те места, в которых не работают с хомцом и куда не могут занести хомец даже случайно, проверять не нужно.

Например, антресоли (встроенный потолочный шкаф) в прихожей, где хранятся бутылки с вином, нужно проверять, потому что иногда туда лезут посреди трапезы, чтобы достать еще вина, и волне может оказаться, что это делают с куском хлеба в руке, который могут положить там и забыть. А вот антресоль в ванной, где хранят шампунь, проверять не нужно, поскольку никто не ходит туда посреди трапезы, чтобы принести шампуня [14].

Кухню и всё, что там есть, нужно проверять. А вот что касается шкафов в комнатах – здесь всё зависит от того, как ими пользуются. Например, в шкаф с постельным бельем во время трапезы не залезают, поэтому, если семья весь год следит за тем, чтобы не вносить туда хомец, проверять его не нужно. А шкаф с полотенцами или скатертями нужно будет проверять. Если в доме есть дети, нужно проверять все шкафы в детских комнатах и вообще везде, куда дети могут занести хомец [8].

Книжные шкафы: Полки с книгами, которые не трогали весь год, проверять не нужно. Остальные книги принято встряхивать, но нет необходимости проверять каждую страничку отдельно, поскольку большинство пойским считают, что на оставшиеся там крошки можно не обращать внимания, так как они не годятся для еды [15]. (Но в Пейсах нельзя класть эти книги на обеденный стол [16]).

Книги кулинарных рецептов, бирконим и змиройс чистят и проверяют по страничке (или продают нееврею) [17].

Кладовку и бомбоубежище, которыми пользуются, нужно проверять. Нужно проверять лестницу, лифт, направляющие пазы сдвижных окон, распределительный щит, почтовый ящик, синагогу, ешиву, офисы и магазины, автомашины, детские коляски (в том числе пункты проката колясок), рюкзаки, карманы одежды, игры, магнитофон, компьютер и т.д.

Те места, в которых лежит хомец, ставший непригодным для еды, проверять не нужно. Поэтому пол, если его помыли или подмели, не нужно проверять [18]. Внутреннюю часть морозилки, куда нет доступа, внутреннюю часть дверец духовки, закрытые полости в миксере или в диване, в которые нет доступа, или щели между шкафом и стеной – закон тот же [19]. [Некоторые требуют брызнуть в эти места аэрозолем, который делает еду несъедобной, например, подходящим моющим средством [20]].

Одежду после стирки или химчистки проверять не нужно, потому что крошки, даже если они там и остались, стали непригодными для еды [21]. Перед стиркой нужно убедиться, что в кармане не осталось целого пирожка и т.д., и лучше вытряхнуть карманы [22].

Игрушки можно вымыть водой с мылом, а можно прокрутить в стиральной машине в прочно завязанной наволочке и т.д. Кухонную посуду (которую не собираются кошеровать на Пейсах) достаточно вымыть, как обычно, водой и средством для мытья посуды, и сложить в закрытое место [23]. Ковер следует с силой вытряхнуть или пропылесосить, и не забыть после этого выбросить мусор из пакета пылесоса.

Телефон, магнитофон и т.д. достаточно протереть с внешней стороны чистящей салфеткой. Компьютер чистят так: вытряхивают клавиатуру или чистят ее пылесосом или продувают воздухом под давлением, и протирают чистящей салфеткой.

Тот, кто снимает номер в гостинице, а также тот, кто арендует машину во время праздника, должен проверить их. Но тот, кто арендует открытое плавательное средство, не обязан проверять его [поскольку если там и был хомец, можно полагать, что его склевали птицы] [24].

В место, никому не принадлежащее, такое, как городской мусорный ящик, разрешается выбрасывать хомец до времени сжигания хомца [25].

______________

[1] Относительно «количества меньше минимального размера» — «хаци-шиур» — см. Мишно Бруро (глава 442, параграф 33, и в издании «Диршу» примечания 52, 53).
[2] Игройс Мойше (Йойрэ Део, часть 2, глава 25).
[3] См. «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 5, глава 130).
[4] Ойрах Хаим (глава 433, параграф 11, в Рамо).
[5] Там же (параграф 46).
[6] Там же.
[7] Мишно Бруро (там же, параграф 45, и в издании Диршу примечание 38). И см. Шаар а-Цийун (глава 432, параграф 12, и в издании Диршу примечание 19). И см. также в книге «Швус Йицхок» (Пейсах, глава 6), «Алихойс Шлоймой» (Илхойс Пейсах, глава 5, параграф 1), и «Хут Шони» (Илхойс Пейсах, глава 2, параграф 9).
[8] От имени рав Нисима Карелица ШЛИТА.
[9] См. Шульхан Орух, Ойрах Хаим (глава 442, параграф 6).
[10] Шульхан Орух (Ойрах Хаим, глава 472, параграф 14).
[11] Первый год (глава Цав, раздел 3).
[12] Если стекло прозрачное, открывать окно не обязательно – рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ (приведено в книге «Беэр Исроэль», стр. 35 и примечание 46).
[13] Шаар а-Цийун (глава 433, параграф 5, и в издании Диршу примечание 4). И так же полагают рав Нисим Карелиц ШЛИТА и рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ. И по его мнению то место, чистоту которого определили на ощупь, проведя по нему ладонью, не требует дополнительной проверки. По-видимому, саму эту идею можно доказать из слов Геморы (Псохим, 9б): «Это не проблема: здесь говорится о 13-м Нисана, а там – о 14-м Нисана». Так что Гемора явно утверждает, что проверку можно провести и 13-го Нисана – и 1-го, и 26-го Адара и т.д., как мы сказали.
[14] Мишно Бруро (глава 433, параграф 40).
[15] Так считает рав Ш.З.Ойрбах ЗАЦАЛЬ («Алихойс Шлоймой», Пейсах, глава 5, «Двар Алохо», раздел 10), и так же считает рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Швус Йицхок», глава 2). А в сборнике ответов «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 7, вопрос 10) сказано, что нет необходимости проверять книги на предмет крошек хлеба, но книги, которые кладут на стол, следует проверить и тщательно вытряхнуть.Хазон Иш (Ойрах Хаим, глава 116, параграф 18) пишет: «Поэтому необходимо проверить книги, потому что там могут быть крошки, даже если они по размеру меньше ке-заиса». И у него было принято те книги, которыми он пользуется в Пейсах, проверять по страничке, а остальные книги он запирал и продавал нееврею («Ойрхойс Рабейну», часть 2, стр. 6). И см. также «Хут Шони» (Илхойс Пейсах, стр. 86).
[16] «Майсе Рав» (раздел 178), рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Беэр Исроэль», стр. 37, примечание 59).
[17] Рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ (там же, примечание 60).
[18] «Ойрхойс Рабейну» (Пейсах, раздел 9), рав Х.П.Шайнберг ЗАЦАЛЬ, рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Швус Йицхок», глава 1).
[19] Рав Нисим Карелиц ШЛИТА («Хут Шони», Шаббос, часть 2, стр. 316).
[20] Рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ.
[21] Я слышал это от рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ, рава Й.Й.Фишера ЗАЦАЛЬ, рава Бен Цийона Абы Шоуля ЗАЦАЛЬ и рава Ш.Вознера ЗАЦАЛЬ, и также считает рав Х.П.Шайнберг ЗАЦАЛЬ.
[22] Рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ, рав Нисим Карелиц ШЛИТА.
[23] Рав Х.П.Шайнберг ЗАЦАЛЬ. Если посуду оставляют в шкафу, к которому есть доступ, обязательно необходимо запереть этот шкаф и спрятать ключ (Шульхан Орух, глава 451, параграф 1). [Азикон – пластмассовая полоска с замочком, которой иногда стягивают упакованные вещи и т.д., — годится в качестве замены запиранию на ключ].
[24] Рав Нисим Карелиц ШЛИТА («Хут Шони», Пейсах, глава 4, параграф 2, стр. 88), рав Ш.З.Ойрбах ЗАЦАЛЬ, «Минхас Шлоймой» (часть 2, глава 58, раздел 17), рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Ашрей а-Иш», часть 3, глава 264, раздел 10).
Ешиботники, живущие в общежитии ешивы, должны проверить свои комнаты (Хазон Иш, «Диним ве-Анhогойс», глава 17, раздел 18), рав Ш.З.Ойрбах («Алихойс Шлоймой», Пейсах, глава 5, параграф 17), рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Ашрей а-Иш» там же, раздел 18), рав Нисим Карелиц («Хут Шони» там же).
[25]
Шульхан Орух (глава 445, параграф 3, и Мишно Бруро там же), «Минхас Йицхок» (Йойрэ Део, глава 56), рав Ш.З.Ойрбах ЗАЦАЛЬ(«Алихойс Шлоймой», Пейсах, глава 5, параграф 24), рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Койвец Алихойс ве-Анhогойс», «Мевакшей Тойро», часть 6, глава 230).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com