Рав Моше Вайя. Законы Песаха | Глава 9 - Рав Александр Кутуков - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Рав Моше Вайя. Законы Песаха | Глава 9

Глава девятая

Хомец после Пейсаха

1. Покупка хомца после Песаха

1.1. Хомец после исхода Пейсаха

Нужно выяснить у раввина, продавшего хомец, с какого момента можно пользоваться хомцом, проданным нееврею, после исхода Пейсаха.

1.2. Покупка хомца после Пейсаха

После Пейсаха разрешено покупать хомец, который был продан нееврею согласно Закону. Покупать можно только у тех, кто может предъявить справку, свидетельствующую, что он продал хомец по Закону.

Лекарства и витамины разрешается покупать в аптеке, даже если они не были проданы нееврею перед Пейсахом [100].

1.3. Хомец, который не был продан

Хомец, который во время Пейсаха был во владении еврея, то есть не был продан нееврею, стал запрещенным в пищу и к любому использованию.

Необходимо отметить, что не все эхшеры и не все раббануты, давая эхшер на весь год, требуют в качестве условия, чтобы хозяева продали нееврею перед Пейсахом все исходные материалы, содержащие хомец, готовую продукцию и склады импортируемых материалов. (Поэтому на эти эхшеры нельзя будет полагаться в отношении хомца после Пейсаха – перев.).

1.4. Не намеревался продать

Если человек не имел искреннего намерения продать свой хомец нееврею, а относился к этой продаже всего лишь как к «религиозному ритуалу», его продажа не имеет силы, и к его хомцу относится закон «хомца, который был в Пейсах» — во владении еврея, — и он стал запрещенным к использованию [101].

Поэтому раввин должен хорошо объяснить продающим, в особенности – владельцам магазинов и фабрик, смысл продажи хомца, чтобы они понимали, что это имущественное соглашение, обязывающее обе стороны.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

По мнению рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ, если еврей не соблюдает Тору и заповеди, его продажа хомца не имеет силы, и он должен подписать документ о продаже, имеющий юридическую силу. И так принято в некоторых организациях, дающих эхшер «ле-меhадрин» [102].

1.5. Купить хомец, имея в виду продать его

Неправильно покупать хомец перед Пейсахом, имея в виду на Пейсах продать его нееврею, а после Пейсаха пользоваться им, — даже если это делается из опасения, что после Пейсаха человек не сможет найти хомца, проданного по закону [103].

1.6. Если хомец продан по закону перед Пейсахом

Если продажа хомца была сделана по закону, разрешается есть этот хомец после Пейсаха [104].

И вот что пишет рав Ш.З.Ойрбах ЗАЦАЛЬ: «Лехатхило (то есть как лучше всего сделать) стоит использовать весь хомец, который есть в доме, перед Пейсахом, — зачем попадать в ситуацию, когда могут быть нарушены запреты Торы «да не будет видно у тебя» и «да не будет у тебя»? Но при этом купить после Пейсаха хомец в магазине, который продал хомец на Пейсах, разрешено без всяких опасений (лехатхило), поскольку запрет «хомца, который был в Пейсах» — это только запрет мудрецов» [105].

У некоторых принято не покупать в Пейсах настоящий хомец, который был продан нееврею, например: хлеб, бисквиты, макароны и так далее. Эти люди ждут, пока появятся товары, произведенные после Пейсаха [106].

У некоторых принято поступать так только до праздника Шавуойс, из-за особой святости дней счета Оймера [107].

1.7. Примесь хомца

Даже те, кто не покупает хомца, проданного нееврею, придерживаются этого обычая только в отношении товаров из настоящего хомца, например: хлеба, бисквитов, вермишели и так далее, но не в отношении товаров, к которым всего лишь примешано немного хомца, например: изделия из сои, порошковые супы, сладости и так далее, поскольку к примесям хомца относится более легкий закон [108].

Товаром с примесью хомца считается любой товар, большая часть которого – не хомец [109].

1.8. Дети

В отношении детей есть причина еще сильнее облегчить требования закона, в особенности в отношении товаров, к которым всего лишь примешан хомец, например: сладости, пасты и т.д.

Эти товары, произведенные до Пейсаха, могут находиться в продаже даже год спустя, и очень трудно будет проследить за тем, чтобы купить только произведенное после Пейсаха – в особенности для детей.

1.9. Мука, проданная нееврею

В прошлом перед помолом зерна его мыли водой, и возникал вопрос, не стала ли пшеница из-за этого хомцом [110]. Хазон Иш и автор «Кеилойс Яакойв» ЗАЦАЛЬ не опасались этого в случае муки, проданной нееврею накануне Пейсаха [111]. В наше время пшеницу не моют водой, а только сбрызгивают очень небольшим количеством воды. По мнению рава Ш.Вознера ЗАЦАЛЬ, в наше время к муке относится всего лишь закон «возможно, хомец». Поэтому даже те, кто считает закон более строгим и не разрешает продать нееврею настоящий хомец перед Пейсахом, могут облегчить требование закона и продать муку нееврею [112]. И так же считает рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ: даже те, кто исполняет этот закон максимально строго, могут облегчить требования закона в отношении этой муки [113].

Напротив, есть такие, кто и в наши дни опасается, что пшеница успела закваситься. Поэтому они пользуются только товарами, произведенными из муки, смолотой после Пейсаха [114].

[По мнению многих специалистов, в ходе смачивания водой, применяющегося в наше время, пшеница не заквашивается, поскольку смачивание осуществляется распылителем в точно отмеренном количестве, с электронным контролем, процесс продолжается всего от 5 до 10 секунд, и по прошествии 30 секунд пшеница уже не является мокрой в степени «намочить ею руку и затем намочить нечто другое» [115].

В свете вышеизложенного, получается, что отказ от использования муки, проданной нееврею, — это устрожение (поскольку есть всего лишь сомнение, успела ли пшеница закваситься) поверх другого устрожения (мы сомневаемся, была ли продажа сделана по закону) в отношении запрета мудрецов (хомец, который был во владении еврея в Пейсах, запрещен постановлением мудрецов). И следует знать, что само обсуждение этой проблемы в печати – это следствие конкуренции пекарен и торговцев, а с Алохой никак не связано [116].

2. Руководство по покупке товаров с хомцом после Пейсаха

2.1. Настоящий хомец, проданный нееврею

Те, у кого принято не пользоваться после Пейсаха настоящим хомцом, проданным нееврею (даже если продажа была сделана по закону), избегают следующих товаров:

2.1.1. Выпечка. Некоторые пекарни, кондитерские и пиццерии готовят тесто до Пейсаха, замораживают его и пекут из него после Пейсаха. Такие товары продаются в первые дни после Пейсаха.

2.1.2. Товары из хомца. Некоторые товары живут на полках магазинов долго. Они могут быть произведены до Пейсаха, а продаваться долгое время после Пейсаха. В некоторых случаях сразу после Пейсаха продают товары этого вида, произведенные после Пейсаха, а по прошествии некоторого времени начинают продавать то, что произведено до Пейсаха.

Например: Бисквиты, вафли, крекеры, макароны, сухарики для супа, сушки (бейгелах), пиво, виски. (Замечание: При длительном хранении в некоторых из этих товаров, например, в макаронах, могут появиться насекомые).

2.2 Примешанный хомец

Если человек хочет исполнить закон совсем строго и не пользоваться даже теми товарами, к которым примешан хомец, он должен знать, что хомец примешан ко многим товарам, в виде, например: солода, глютена, разрыхлителей и добавок для теста, хлебных крошек, кусочков бисквита и т.д.

Например: изделия из сои (сосиски и т.д.), некоторые порошковые супы, хлопья, сладости, каши (в конце главы будет список).

Эти изделия продаются в течение долгого времени, иногда больше года, с момента производства. Полагаться на указанную на упаковке дату изготовления сложно, поскольку она обозначает только дату упаковки конечного продукта, а не дату производства различных его компонентов. Поэтому соблюдать этот строгий вариант закона очень трудно, — в особенности из-за того, что в последнее время многие фабрики не указывают код, обозначающий дату производства (список этих кодов будет в разделе 4).

Кроме того, нужно отметить, что многие фабрики используют остатки выпечки, возвращенной на фабрику, от тех изделий, которые были произведены до Пейсаха: их перемалывают и примешивают к новым изделиям, произведенным после Пейсаха, таким, как пирожные, вафли и т.д.

2.3. Мука после Пейсаха

2.3.1. Белая мука

Первая мука, смолотая сразу после Пейсаха, с большей вероятностью будет заражена червями, чем обычная мука, поскольку в дни Пейсаха мельница не работала, а в машинах и в соединительных трубах заводятся черви. Поэтому эту муку необходимо просеивать так же, как обычную муку [в противоположность ошибочному мнению, по которому эта мука чиста от червей из-за своей свежести].

2.3.2. Цельная мука

1. Цельная мука, смолотая на специальной мельнице без червей. Эту муку мелют, как правило, сухим способом, поэтому здесь нет опасения хомца, который был в Пейсах (неважно, идет речь о муке, цельной на 100% или на 70%).

Отдельные компании смачивают пшеницу перед размалыванием. Это нужно уточнить у тех, кто дал им эхшер.

2. Цельная мука, смолотая на обычной мельнице.

Цельная мука, которая, как правило, продается в магазинах «Тева» («органических продуктов» и т.д.) в качестве «муки, смолотой в этот же день», как правило, произведена из пшеницы, смоченной водой.

2.4. Мука для выпечки мацы

Мука, предназначенная для выпечки мацы, мелется сухим способом, и можно не опасаться, что она – хомец.

2.5. Маца, не кошерная на Пейсах (мацойс хомец)

«Мацойс хомец», как правило, производятся из пшеницы, не смоченной водой, однако при их выпечке не следят, чтобы тесто не заквасилось до выпечки. Поэтому «мацойс хомец» и мацовая мука из «мацойс хомец», испеченных до Пейсаха, имеют статус «возможно, хомец».

Напротив, «мацойс хомец» и мацовая мука из «мацойс хомец», произведенные после Пейсаха, разрешены и тем, кто придерживается более строгого обычая и не покупает муку, проданную нееврею.

3. Список продуктов питания

Для удобства читателей мы предлагаем список большинства продуктов, которые могут содержать хомец, «возможно, хомец» или примесь хомца. [Данные могут меняться для разных фабрик, и при возникновении сомнения нужно выяснить его в комитете кашруса].

Как сказано выше (6.1.) продукты из хомца, проданные нееврею перед Пейсахом по закону, разрешены после Пейсаха.

1. Продукты, находящиеся в статусе «хомец»

Вермишель
Бурголь
Арахис в глазури («американский арахис», «кабуки»)
Сушки (бейгелех)
Бисли
Бисквиты
Пиво (пиво новой партии, произведенное после Пейсаха, поступает в магазины в Израиле только в конце лета)
Вафельные рожки для мороженого
Глютен
Мороженое с кусочками бисквита и т.д.
Гранола
Хлопья, благословение на которые «бойрэ миней мезойнойс» (пшеничные хлопья и т.д.)
Вафли
Водка (некоторые виды производят из хомца)
Виски (к сожалению, большая часть магазинов «Дьюти фри» в аэропортах не соблюдает шаббос и праздники и продает в сам Пейсах настоящий хомец!).
Воздушная пшеница («шалва») – [некоторые фабрики весь год производят воздушную пшеницу без контакта с водой].
Халы
Хлеб
Солод
Квас
Изделия из мяса, рыбы и сои в панировочных сухарях (шницель и т.д.)
Манчес
Некоторые разрыхлители теста
Некоторые крепкие напитки (которые делают из хомца)
Торты
Пирожные (сделанные из одного из пяти видов злаков)
Макароны
Макаронные изделия
Панировочные сухари
Овсяные хлопья (обработанные водяным паром)
Кускус (быстрого приготовления)
Крекеры
Шоколад с кусочками бисквита
Пивные дрожжи (продаются как «продукт здоровья» в магазинах «Тева» («органических продуктов» и т.д.).
Сухарики для супа

2. Продукты, находящиеся в статусе «возможно, хомец» или могущие содержать хомец

Порошковый суп, содержащий пшеничную муку
Порошок для фалафеля
Спирт (медицинский спирт, продающийся в аптеках, не является хомцом)
Глюкоза
Некоторые хлопья
Декстроза (подсластитель)
Заатар (он же тимьян, душица и еще несколько вариантов) (приправа)
Уксус
Травяные и цветочные чаи
Арахисовое масло
Горчица (определенные виды)
Ледер (вид сладости из фруктов)
Соевые продукты (сосиски и т.д.)
Корм для животных (коров или кур)
Корм для домашних животных (собак, кошек, птиц и рыб)
Детские питание
Майонез (определенные виды)
Искусственные сливки для кофе
Лимонная соль
Пасты (мазилки)
Искусственные подсластители (сорбитол, аспартам и т.д.)
Определенные сладости (кислые палочки «хамцуцим», как правило, содержат муку)
«Мацойс хомец» (про них говорилось в этой же главе, 2.5)
Сосиски

Отруби
Манная крупа
Мука
(Для изготовления этих трех продуктов пшеницу замачивают в воде перед размалыванием, см. выше в этой же главе, 1.9)

Ванильный сахар
Виноградный сахар
Крахмал
Жареные семечки (с эхшером Бадац Эйдо а-Харейдис весь год делаются с картофельной мукой вместо пшеничной)
Сухофрукты (включая изюм и вообще всё – перев.)
Воздушный рис
Корнфлекс (кукурузные хлопья) (корнфлекс, произведенный компанией B&D, точно не хомец)
Приправы
Растворимый чай
Заменитель кофе (может содержать хомец)

3. Продукты, в которых, если они производятся обычным образом, нет хомца

Пекарский порошок
Бамба
Крупы (ячменные – большинство видов)
Пшеница
Халва
Туна
Тапиока
Гречка (в Израиле еще называется «каша»)
Майонез
Маргарин
Сахар
Крахмал (при условии, что на товаре есть пометка «не содержит глютена»)
Цикорий (только сделанный действительно из цикория – Cichórium)
Пудинг (большинство видов)
Лепешки из воздушного риса (без добавления злаков)
Корнфлор
Кетчуп
Китнийойс (крупы и бобовые) (включая рис)
Растворимый кофе
Какао
Масло из китнийойс (соевое масло, масло канолы (она же рапс и сурепка) и т.д.)
Влажные дрожжи

4. Коды, используемые при производстве товаров с хомцом

На большинстве продуктов питания дата производства указана в виде кода из четырех цифр. Первая (слева) цифра указывает год производства, а следующие три цифры обозначают число дней с начала нееврейского года.

Например, код производства после Пейсаха 5778 года начинается с числа 8096 и выше (первая цифра обозначает год 8, то есть 2018, а следующие три – количество дней с начала года: 096 значит, что с начала 2018 года прошло 96 дней). На некоторых товарах год обозначается так: 18-096.

В нашей книге «Проверка еды по Алохе» (пока еще (?) не переведена на русский), часть 1, стр. 75, приведен вечный календарь для того, чтобы с легкостью рассчитывать код даты производства.

На товарах некоторых фабрик иногда пишется еще одна или две цифры, обозначающие смену или фабрику, например: 18096-2. Эта последняя цифра нас не касается.

В последнее время на многих товарах перестали ставить код, обозначающий дату производства, так что у покупателя нет возможности узнать дату производства или упаковки.

На вермишели, импортированной (в Израиль) из Италии и Турции (а это – большая часть вермишели компаний «Осем и «Тааман» — опять же в Израиле) кода даты производства нет, а есть только дата окончания срока продажи, и это – ровно два года со дня упаковки.

Коды даты производства для ближайших лет (по еврейскому календарю):

Год

— Код даты

5775

— 5100

5776

— 6120

5777

— 7107

5778

— 8096

5779

— 9116

5780

— 0106

5781

— 1093

5782

— 2112

5783

— 3102

5784

— 4120

5785

— 5098

5786

— 6118

5787

— 7108

5788

— 8096

5789

— 9114

5790

— 0104

Обратите внимание:

1. У некоторых товаров код даты производства обозначает только дату упаковки, но не дату собственно производства, которая может быть и более ранней.

2. Даже в конце лета на полках могут появиться товары, произведенные перед Пейсахом.

3. Код не свидетельствует, что все компоненты товара произведены до Пейсаха.

4. Компания «Осем» (в Израиле) продает после Пейсаха вермишель, которая была во владении нееврея до того, как была привезена в Израиль. Нужно обратить внимание на дату, указанную на наклейке, например: «Приобретено вне Земли Израиля у нееврея после Пейсаха 5776 года» (на иврите).

Правила, действующие только для товаров с эхшером Бадац Эйдо а-Харейдис:

Следующие надписи на продуктах питания свидетельствуют, что в них нет хомца, который был на Пейсах продан нееврею (все надписи на иврите):

1. «Выпечено после Пейсаха из муки, смолотой после Пейсаха»

2. «Выпечено после Пейсаха из несмоченной муки»

3. «Произведено из компонентов, сделанных после Пейсаха»

4. «Производство Осем – после Пейсаха»

Примечание: Если написано только «Выпечено после Пейсаха», товар действительно произведен после Пейсаха, но часть его компонентов была продана по время продажи хомца.

Да будет такова Его воля,
чтобы привел нас Б-г, наш Г-сподь, вскоре
в отстроенный Храм, и чтобы мы удостоились там
отведать жертв и жертвы Пейсах и поблагодарить Б-га
за наше Избавление и за спасение наших душ!

______________

[100] Мишно Бруро (глава 466, параграф 1, и Шаар а-Цийун, параграф 4), «Ашрей а-Иш» (стр. 382).
[101] Но по мнению «Игройс Мойше» (Ойрах Хаим, часть 4, глава 95) продажа состоялась. И таково же мнение рава Ш.З.Ойрбаха («Алихойс Шлоймой», часть 6, глава 9).
[102] Пасхальная Агада с постановлениями рава Й.Ш.Эльяшива (стр. 14). А по мнению рава Ш.З.Ойрбаха, если такой еврей продает хомец, это работает («Алихойс Шлоймой», Пейсах, глава 6, параграф 9). И то же самое в «Игройс Мойше» (Ойрах Хаим, часть 4, глава 95).
[103] Сборник ответов «Шейвет а-Лейви» (часть 4, глава 49).
[104] Я слышал от рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ, что этот обычай не соответствует мнению А-Гро («Майсе Рав», глава 180), который не полагался на продажу хомца нееврею. «Игройс Мойше» (Ойрах Хаим», часть 4, глава 95), «Ми-Бейс Лейви» (глава 67, раздел 6), «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 1, глава 309), и см. выше, примечание 26. И см. Пасхальную Агаду с постановлениями рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ о том, что это – только «украшение заповеди» и что по закону разрешено есть даже настоящий хомец – если он был продан по закону.
[105] «Шалмей Моэд» (глава 70). И см. еще в «Алихойс Шлоймой» (глава 6, Двар Алохо, раздел 13 и примечание 43).
[106] Эти люди принимают в расчет мнение А-Гро («Майсе Рав», 181), который не полагался на продажу хомца нееврею. И см. выше, примечание 104.
[107] «Мишкенойс а-Ройим» (Рассуждеие «Эйс Мецой», раздел 7), и в книге «Таамей а-Минhогим».
[108] Шульхан Орух, Ойрах Хаим (глава 447, параграф 11, и в Мишно Бруро, параграф 105). И то же самое я слышал от рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ, и таково же мнение рава Нисима Карелица ШЛИТА, и то же самое сказано в «Алихойс Шлоймой» (глава 6, Двар Алохо, раздел 13).
[109] Рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ, приведено в книге «Беэр Исроэль» (стр. 60) и в Агаде с его постановлениями.
[110] «Майсе Рав» (глава 181)и Мишно Бруро (глава 453, параграфы 24 и 27).
[111] «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, Пейсах, стр. 24, параграфы 19, 20).
[112] «Седер Мехирас Хомец ке-Илхосой» (глава 4, примечание 2), рав Х.Нойфельд ШЛИТА в своей книге «Марбэ Хаим» (раздел 19).
[113] Так пишет его внук в своей книге «Беэр Исроэль» (стр. 60). И таково же мнение рава Нисима Карелица ШЛИТА.
[114] «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 11, вопрос 2, в разъяснениях), «Алихойс Содэ» (свиток 162).
[115] Брошюра «Кашрус», том 18, выпуск 5, издания Бадац Эйдо Харейдис, а также Мадрих Бадац Эйдо Харейдис на Пейсах. И «Даф Кашрус» издания комитета кашруса OU (том 18, выпуск 5), рав Йегудо Шершавский, «Глат», 5771.
[116]
См. «Тшувойс ве-Анhогойс» рава М.Штернбуха ШЛИТА (часть 1, глава 309, параграф 113), «Ми-Бейс Лейви» (Мойадим, глава 67, параграф 7), «Алихойс Шлоймой» (глава 6, примечание 43) и «Шеарей Йемей Пейсах» (шаар 3, глава 12, 12).

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Александр Кутуков

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.