Поделиться

Рав Моше Вайя. Законы Песаха | Главы 2-3

От переводчика

Это – книга по Алохе одного из моих любимых авторов, который ставит себе целью описать просто и доступно именно практическую Алоху. Разумеется, стоит перед Пейсахом повторить Кицур Шульхан Орух или Мишно Бруро – кто что любит, — но после этого хотелось бы еще понять, как всё это сделать именно в нашей квартире, в нашей кухне, с нашими продуктами и т.д. Говорят, что перед Пейсахом краны на кухне меняют или пакетом закутывают – надо? Не надо? А что надо? Книга именно об этом.

Глава вторая

Китнийойс – крупы

1. Что такое китнийойс

Китнийойс – это определенные растения, у которых, как и у злаков, съедобная часть – это зерна, но, вотличие от «пяти видов злаков», они не заквашиваются при соприкосновении с водой.

По закону Торы китнийойс в Пейсах можно есть.

В эпоху Геойним было вынесено постановление, запрещающее в Пейсах есть китнийойс, по двум причинам:

1. Часто к зернам китнийойс примешаны зерна злаков, и поскольку отобрать их все трудно, остается опасность, что в Пейсах их сварят вместе с китнийойс.

2. Поскольку из них часто делают муку, похожую на муку из злаков, люди могут их перепутать.

Хранение китнийойс дома в Пейсах. Постановление Геойним запрещает только есть китнийойс, но хранить их дома в Пейсах разрешено.

Это постановление было принято к исполнению во всех ашкеназских общинах в качестве дополнительного закона Пейсаха. Но в большинстве сефардских общин оно принято не было. В этих общинах принято есть в Пейсах китнийойс, тщательно проверенные на наличие примеси зерен злаков. Те, кто в Пейсах использует китнийойс, должны покупать их с особым эхшером специально на Пейсах, который показывает, что их хранили и упаковывали с особой тщательностью и в таком месте, где не было злаков или хомца. Дополнительно принято проверять их три раза.

2. Список китнийойс, встречающихся в наши дни

Рис, люцерна посевная, люцерна обычная, амарант, горох, арахис, пшено, подсолнух, хумус, пажитник (он же хильбе), горчица, тефф, гречка, тмин, маш (он же бобы мунг), соя, чечевица, фасоль, мак, льняное семя, чия (он же испанский шалфей), киноа, рапс, нигелла (она же чернушка), марена (она же длинная фасоль или рубия), кунжут, фасоль, волчий боб (он же люпин), кукуруза.

Это список для Израиля, для других стран стоит уточнить у грамотного местного раввина.

3. Примеры продуктов, которые могут содержать китнийойс и запрещены в Пейсах для ашкеназим:

Пекарский порошок, порошковый суп, мороженое, чипсы и такого рода легкие закуски, халва, арахисовое масло, тхина, ликеры, майонез, соки, шоколадная паста, сладости, искусственные подсластители, маргарин, шоколад.

Этот список, естественно, не полный. Опять же стоит спросить у местного раввина. Имеем в виду, что подсолнечное масло – тоже китнийойс.

Глава 3

Продажа хомца

1. Продажа хомца нееврею

Каждый должен убрать хомец из своего владения перед Пейсахом. Однако может оказаться так, что уничтожение хомца будет связано с материальными потерями – то есть жалко. В таком случае его разрешено продать нееврею. В прошлом каждый сам продавал свой хомец нееврею индивидуально, совершая «настоящую сделку купли-продажи без сомнений и колебаний». После Пейсаха хомец выкупали обратно.

Поскольку не каждый знает, как именно нужно продавать хомец, было установлено, что бейс-дин или раввин будут уполномочены продать хомец всех местных жителей.

2. Как осуществляется продажа хомца

Каждый, кто продает хомец, подписывает специальный документ, которым он уполномочивает бейс-дин или раввина продать для него хомец и сдать нееврею в аренду те места, в которых хомец лежит. [Раввин сам не приобретает этого хомца, он только уполномоченный для продажи его нееврею]. Чтобы это поручение действовало, делают «киньян судор», при котором продающий поднимает вещь, принадлежащую раввину, и тем самым передает ему право продать хомец. [А еще принято давать раввину деньги за его хлопоты]. В документе нужно разборчиво указать имя продавца и его адрес, и лучше прямо написать в документе, что нееврею сдаются в аренду все места, в которых будет лежать проданный хомец, и перечислить эти места. Кроме того, дома тоже нужно сделать на этих местах знак, что они проданы нееврею.

3. Продажа настоящего хомца

А-Гро из Вильны не продавал нееврею настоящего хомца [26] (а если он продавал хомец перед Пейсахом, то окончательно, не имея в виду потом выкупить его). В свете этого, а также из-за того, что в наше время при продаже хомца некоторые требования закона не исполняются [например, нееврею не вручают ключа], в наше время тоже многие не продают нееврею перед Пейсахом настоящий хомец, такой, как: хлеб, бисквиты, пирожные, макароны, сухарики для супа и т.д., — если только речь не идет о больших убытках, например, если мы говорим о магазинах, фабриках, воспитательных учреждениях с общежитиями и т.д. Обычные люди, как правило, продают только продукты, подозрительные в отношении хомца, например, лекарства, годящиеся для еды (типа детских сиропов) [27], продукты, в состав которых может входить хомец, украшения из засушенных колосьев (венки) [28], те места, в которых был хомец и которые трудно вычистить, например, некоторые устройства для выпечки [29].

4. Время продажи

Необходимо продать хомец нееврею до того, как кончится утро 14-го Нисана (кануна Пейсаха), то есть до того времени, когда хомец станет запрещенным.

5. Сдача нееврею в аренду

Те места, которые сданы в аренду нееврею, не нужно проверять.

Тем, кто по техническим причинам не может проверить часть дома (например, тем, кто на праздник уезжают из города), стоит организовать продажу хомца раньше, так, чтобы проблемные места перешли в аренду нееврею до захода солнца 13-го Нисана. Так не останется сомнений, нужно ли проверять эти места ночью 14-го Нисана [30].

6. Несколько раввинов продают хомец одного еврея

Разрешается подписать документ, уполномочивающий продать хомец, у нескольких раввинов или в разных бейс-динах [31].

7. Взять в Пейсах вещи из сданной в аренду комнаты

В случае большой необходимости разрешено вынести в Пейсах вещи – не хомец, – лежащие в комнате или в шкафу, сданных в аренду нееврею. (С неевреем уславливаются, что он это позволяет) [32].

______________

[26] «Кесер Ройш» (раздел 102) и «Майсе Рав» (разделы 176, 177).
[27] «Хут Шони» (Илхойс Пейсах, стр. 95).
[28] «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 5, глава 97). А если они покрашены или покрыты лаком, продавать их не нужно («Ойр ле-Цийон», часть 3, глава 8, 7).
[29] Рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ («Беэр Исроэль», стр. 29), и рав Нисим Карелиц ШЛИТА.
[30] Мишно Бруро (глава 436, параграф 32), Пасхальная Агада рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ. И см. еще в Мишно Бруро, издание Диршу (глава 436, примечание 24).
[31] Сборник ответов «Минхас Йицхок» (часть 6, раздел 38). В «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, Пейсах, стр. 13) сказано, что у Хазон Иша было принято организовывать продажу хомца у троих раввинов Бней-Брака. А рав Моше Штернбух ШЛИТА считает, что не следует продавать хомец в нескольких разных бейс-динах. («А-либо де-Илхосо», выпуск 85, стр. 14), «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 6, глава 102, параграф 2).
[32]
См. «Диним ве-Анhогойс» Хазон Иша (глава 17, раздел 24), «Хут Шони» (Пейсах, глава 8, параграф 2), «Игройс Мойше» (Орах Хаим, часть 1, глава 150), «Алихойс Шлоймой» (Пейсах, часть 6, «Двар Алохо», раздел 12), «Ми-бейс Лейви» (Нисан, стр. 28).

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com