Законы Песаха главы 7-8 - Рав Александр Кутуков
Рубрики

Рав Моше Вайя – Законы Песаха главы 7-8

Помочь уроку

Глава седьмая

Канун Пейсаха (Эрев Пейсах)

Не забудьте:

1) Просмотреть мацойс, чтобы среди них не оказалось «сложившихся вдвое» или «раздувшихся».
2) Отделить халу от мацойс.
3) Отделить трумойс и маасройс от всего, от чего их нужно отделить.
4) Открыть бутылки вина (если у них навинчивающаяся пробка с кольцом) и остальные закрытые упаковки.
– Поставить все виды вина на стол Седера (чтобы не было сомнения, нужно ли благословлять «а-тойв ве-а-мейтив»).
5) Промыть все овощи (в особенности хасу – кресс-салат, который берут в Израиле на моройр).
6) Приготовить чистую салфетку – или полотенце, или что у вас принято – для афикоймона.
7) Приготовить длинные свечи (или налить достаточно масла), чтобы они горели до конца трапезы (а это дольше, чем в обычный шаббос или праздник).
8) Приготовить подушки, на которые вы будете ложиться во время «асейво» («возлежания»).
9) Приготовить бокал для каждого.
(пункта 10 нет в оригинале)
11) Приготовить «бокал Элиягу».
12) Приготовить соленую воду.
13) Приготовить Пасхальное блюдо и вообще всё, что нужно для Седера, накануне, чтобы можно было начать Седер сразу же, вернувшись из синагоги.

Замечания:

* Если вы пьете белое вино, добавив в него красного для цвета, лучше приготовить смесь уже накануне [64].
* Если бутылки стояли там, где был хомец, лучше протереть их салфеткой.

Как ведут себя в ночь Седера

В ночь Седера ощущают святость и трепет, и радуются заповедям, которые Вс-вышний удостоил нас исполнить в эту ночь:

* Требующая заповедь Кидуша
* Требующая заповедь есть мацу
* Заповедь моройр
* Заповедь Четырех бокалов
* И заповедь прочесть Аллель

Но всё это при условии, что он непременно съест ке-заис мацы так, чтобы это был наверняка ке-заис, то есть возьмет чуть больше, и то же самое – когда он будет есть моройр. Ведь если до ке-заиса недостанет хоть самую малость, заповедь он потеряет. И по-моему, тот, у кого в черепе есть мозги и кто верит в Тору Б-га, не может не пожалеть своей души и не побояться лишиться такой огромной заповеди, которую он в следующий раз сможет исполнить только через год. И то же самое моройр, – пусть даже съесть ке-заис немного тяжело, мы ведь каждый день принимаем на себя обязанность служить Б-гу всей нашей душой, – неужели мы откажемся от этого из-за такого небольшого неудобства? Я обещаю, и на мое обещание можно положиться, что если человек будет исполнять эту заповедь с желанием послужить Б-гу, и в момент ее исполнения будет радостно думать: «Прямо сейчас я исполняю заповедь моего Творца!», – он почти и не почувствует горечи. И в особенности внимательным следует быть при исполнении заповеди Четырех бокалов, данной мудрецами, и выпить каждый раз примерно четверть бокала. (Возможно, имеется в виду рвиис – 86 грамм – или большая часть бокала. И см. Глава восьмая, 3.1 – перев.)

Ответы раби Акиво Игера

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Глава восьмая

Ночь Седера

1. Когда нужна «асейво» (то есть возлежать на левой стороне тела):

1.1) Когда едят ке-заис мацы.
1.2) Когда пьют каждый из 4-х бокалов.
1.3) Когда едят койрех.
1.4) Когда едят афикоймон.

2. Если не сделал асейво (то есть съел или выпил, не облокотившись)

2.1) Ке-заис мацы – ест еще раз без благословения [65].
Если съел «возлежа» только один ке-заис – заповедь исполнена [66].

2.2) Первый бокал – пьет еще раз без благословения [65].
(Для ашкеназим: если во время благословения на первый бокал он не имел в виду, что оно будет относиться к вину, которое он будет пить между первым и вторым бокалами, он не пьет второй раз. Как правило, ашкеназим не имеют этого в виду, так как между 1-м и 2-м бокалами вина не пьют – перев.).

2.3) Второй бокал – пьет без благословения.
2.4) Третий и четвертый бокалы

Для ашкеназим: не пьет еще раз [65].
Для сфарадим: пьет еще раз без благословения.

2.5) Койрех – не ест еще раз [66].
2.6) Афикоймон – не ест еще раз [67].

3. Четыре бокала

3.1) Что пьют

Лехатхило (наилучший вариант) – красное вино [68].

(В вине «Мускато» немного алкоголя (5.5% вместо обычных 11.5%), оно газированное и легко пьется).

Можно облегчить требование закона и смешать виноградный сок с вином, так, чтобы вино составляло большую часть смеси [69].

Тот, кому трудно пить вино, может взять виноградный сок [70].

Женщины могут даже лехатхило (даже если в состоянии пить вино) взять виноградный сок [71].

3.2) Объем бокала

Обычай Иерусалима и сфарадим: 86 мл [72].

(Примерно половина одноразового стакана – стоит померить точно, например, детской бутылочкой).

По мнению Хазон Иш: 150 мл.

(Чуть меньше одноразового стакана [73] – желательно померить точно).

3.3) Сколько нужно выпить

Лехатхило (наилучший вариант) – выпивают весь бокал, по меньшей мере, большую часть бокала [большую часть рвиис].

Маленькому достаточно количества его собственных млой лугмов [74] (столько жидкости, сколько он может набрать за одну щеку – стоит заранее померить).

3.4) За сколько времени выпивают

Лехатхило (то есть если это возможно) следует выпить весь бокал в один присест (если выпить в два глотка, это считается «в один присест») [75].

Если в один присест выпить трудно, нужно выпить меньше, чем за четыре минуты.

Если бокал вина выпивают за больше время, чем «кдей ахилас прас» (столько, сколько необходимо для съедения порции хлеба, 4 минуты), нужно выпить этот бокал заново с благословением.

4. Съедание мацы

Заповедь съедания мацы – это единственная заповедь из Торы [76], требующая съесть что-то и действующая в наше время.

На съедание мацы произносят два благословения: «а-мойци» (благословение на хлеб) и «аль ахилас мацо» (на заповедь съедания мацы).

4.1) Как едят мацу

Есть два варианта поделить и съесть нужные ке-заисы мацы:

Первый способ: Кладут три мацойс перед ведущим Седер (две целых, а между ними – одна поломанная), а перед каждым участником – по ке-заису мацы. Ведущий Седер произносит два благословения: первое – «а-мойци» на все три мацойс, кладет нижнюю целую мацу и произносит благословение «аль ахилас мацо» на верхнюю и среднюю. После этого он съедает два ке-заиса – один от целой мацы и один – от сломанной.

Остальные участники произносят те же два благословения и съедают ке-заис мацы, лежащий перед ними, добавив к нему маленький кусочек от целой мацы, которую ведущий Седер раздает им [77]. [Ведущий Седер должен непременно съесть свои ке-заисы мацы «возлежа», и за этим нужно следить и в тот момент, когда он раздает кусочки мацы другим участникам].

Второй способ: Перед каждым участником кладут две с половиной мацы, и каждый сам произносит благословения и съедает ке-заис от целой и ке-заис от сломанной [78]. [Двое-трое участников могут объединиться и поделить между собой один набор из двух с половиной мацойс].

О том, как произносить благословение «аль ахилас мацо», см. примечание 79 [79].

4.2. Размер ке-заис

4.2.1. Мацойс яд (маца ручного изготовления)

 

1. Средние мацойс [i] – примерно 20 мацойс на килограмм [80].
[примерно 50 грамм на среднюю мацу]

 

Рис. 1. Средняя маца ручного изготовления


Количество по наилучшему варианту исполнения заповеди – примерно половина [ii] мацы [81].

Возможен облегченный вариант – примерно четверть мацы [82].
Принятый обычай – четверть сломанной мацы и четверть целой.
[вместе это получается половина мацы – то есть размер ке-заиса по наилучшему варианту [83].]

2. Толстые мацойс – примерно 13 мацойс на килограмм [80].
[примерно 75 грамм на среднюю мацу]

Рис. 2. Толстая маца ручного изготовления

 

Количество по наилучшему варианту исполнения заповеди – чуть больше трети мацы [81].
Возможен облегченный вариант – примерно шестая часть мацы [84].
Принятый обычай – шестая часть сломанной мацы и шестая часть целой.
[вместе это получается треть мацы – то есть размер ке-заиса по наилучшему варианту [83].]

3. Мягкие мацойс [iii] [85].
Количество по наилучшему варианту исполнения заповеди – 65 грамм.
Возможен облегченный вариант – 35 грамм.
Принятый обычай – съесть два маленьких ке-заиса по 35 грамм.
[вместе это получается размер ке-заиса по наилучшему варианту – 70 грамм.]

4.2.2. Машинные мацойс

Рис. 3. Машинная маца


Количество по наилучшему варианту исполнения заповеди – чуть больше [ii] двух третей мацы [86], [87].
Возможен облегченный вариант – треть мацы.
Принятый обычай – треть сломанной мацы и треть целой.
[вместе это получается две трети мацы, то есть размер ке-заиса по наилучшему варианту.]

4.3. Время съедания мацы

Нужно съесть ке-заис мацы за «время съедания порции хлеба», и это:

По наиболее строгому мнению – 2 минуты [88].
Возможен облегченный вариант – 4 минуты [89].
При необходимости (например, для больного или старика) можно облегчить требование Закона и продлить это время до 9 минут [90].
Если размер съедаемого ке-заиса мацы отмеряют согласно наибольшему варианту, время его съедания составляет до 9 минут [90].

Время съедания отсчитывается от начала пережевывания до момента, когда проглочен весь ке-заис [91].

Согласно другим мнениям, время отсчитывается от начала проглатывания [92], так что можно вначале тщательно прожевать мацу, и только потом, начав ее глотать, начать и отсчет времени.

Нужно есть мацу спокойно, не торопясь и радостно [89], [93]

Нужно обращать внимание на то, чтобы во время еды не падали крошки мацы, чтобы реально съеденной мацы не оказалось меньше ке-заиса.

Старику и больному, которым трудно есть мацу, разрешено размочить мацу в воде [94] или пить воду во время съедания мацы [95].

5. Моройр

5.1. Размер ке-заис

Хаса (кресс-салат). Большой лист хасы (см. рис. 4) или 2 средних листа.

Рис. 4. Как отмеряют ке-заис хасы [96]


Хрен. Мелко нарезанный, но не перемолотый; согласно размеру Хазон Иша – примерно четверть одноразового стакана (объемом 180 мл), а по мнению рав Хаима Ноэ – шестая часть стакана.

Возможен облегченный вариант – объем одноразового маленького стаканчика (стаканчик для вина объемом 30 мл) [97].

5.2. Время съедания

За «время, необходимое для съедения порции хлеба» («кдей ахилас прас»): 4 минуты, но если не получилось, заповедь засчитана, если уложились в 9 минут.

6. Койрех

Можно облегчить требования закона и съесть маленький ке-заис [98].

7. Афикоймон

Лехатхило (если есть возможность) – два ке-заиса. Первый – в память о жертве Пейсах, и второй – в память о маце, которую ели вместе с ее мясом.

Можно облегчить требования закона и съесть один большой ке-заис, содержащий два маленьких ке-заиса. Тот, кому и это трудно, пусть съест один маленький ке-заис [99].

______________

[i] Если это очень тонкие мацойс – «цитрин», – их приходится примерно 24 мацойс на килограмм [примерно 40 грамм на среднюю мацу]. Ке-заис для наилучшего варианта исполнения заповеди – немного больше половины мацы, а облегченный вариант – примерно треть мацы.
[ii] Поскольку это – заповедь съедания, данная Торой, лучше постараться исполнить эту заповедь более красиво и немного добавить к этому количеству, чтобы гарантировать, что заповедь исполнена по закону87.
Размер ке-заиса по весу – см. примечание 81.
[iii]
Поскольку у мягких мацойс нет определенной толщины, трудно рассчитать размер ке-заиса по отношению к размеру мацы, и для точности нужно прибегнуть к взвешиванию.

______________

[64] Мишно Бруро (глава 320, параграф 56).
[65] Мишно Бруро (глава 472, параграф 22).
[66] Мишно Бруро (глава 472, параграф 22). Однако из главы 477, параграф 4, можно понять, что если ему не трудно поесть еще раз, он должен съесть еще раз. И см. там же в Шаар а-Цийун, параграф 4.
[67] Биур Алохо (глава 472, параграф 7, на слова «Не исполнил…»).
[68] Шульхан Орух (Ойрах Хаим, глава 472, параграф 11). «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 2, ответ 243). «Микроэй Койдеш» (Пейсах, глава 35). Мнение рава Й.Ш.Эльяшива («Швус Йицхок», Пейсах, глава 10, раздел 2). Агада «Койль Дойди» от имени рав Мойше Файнштейна ЗАЦАЛЬ. И так было принято у Стайплера ЗАЦАЛЬ.
[69] «Сидур Пейсах ке-Илхосой» (стр. 40, примечание 21). И то же самое я слышал от рава Й.Ш.Эльяшива.
[70] «Шеарим Мецуйоним бе-Алохо» (глава 118), «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 4, глава 243), рав Й.Й.Фишер ЗАЦАЛЬ (приведено в «А-Лайло а-Зе»), «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 15, ответ 4), «Мишнэ Алохойс» (часть 10, глава 67), и так же придерживались обычая следовать этому облегчающему мнению Хазон Иш («Сидур Пейсах ке-Илхосой», глава 3, примечание 25, от имени рава Хаима Каневского), гоойн из Чебина и рав Й.З.Соловейчик.
[71] «Микроэй Койдеш» (Пейсах, глава 2, стр. 130), «Тшувойс ве-Анhогойс» (часть 4, глава 243).
[72] Рав Ш.З.Ойрбах («Алихойс Шлоймой», Пейсах, глава 9, параграф 8, и в «Двар Алохо» там же, раздел 16), рав Й.Ш.Эльяшив (Пасхальная Агада «А-Лайло а-Зе», стр. 24), и в Сборнике ответов «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 15, ответ 3).
[73] Большинство одноразовых стаканов имеют объем 180 мл.
[74] Мишно Бруро (глава 472, параграф 47).
[75] Мишно Бруро (глава 210, Шаар а-Цийун, параграф 11), рав Мойше Файнштейн ЗАЦАЛЬ, Агада «Койль Дойди»), рав Х.П.Шайнберг ЗАЦАЛЬ. И см. в книге «Ве-Зойс а-Брохо» (Бирур Алохо, глава 11).
[76] На самом деле, некоторые пойским полагают, что есть еще одна такая заповедь из Торы – заповедь съесть ке-заис хлеба в Сукке в ночь начала праздника Суккойс. См. в главе 639, параграф 3, и в Мишно Бруро там же, параграф 20. И еще см. Биур Алохо там же, на слова «В ночь…».
[77] «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, стр. 67, параграф 40, 46), рав Ш.З.Ойрбах ЗАЦАЛЬ («Алихойс Шлоймой», стр. 277), и мнение рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ (в книге «Сэдер э-Орух», стр. 456, и «Беэр Исроэль», стр. 135). «Хут Шони» (Илхойс Песах, стр. 203), и рав Й.Й.Фишер («Алихойс Эвен Исроэль», Пейсах, стр. 175).
По мнению рава Ш.Вознера ЗАЦАЛЬ («Ми-Бейс а-Лейви», Нисан 5756, стр. 76), перед каждым участником Седера кладут полторы мацы, и каждый произносит благословения «а-мойци» и «аль ахилас мацо» и ест эти мацойс, а вдобавок к ним едят немного от «двойного хлеба» ведущего Седер. И так же считает рав Хаим Каневский ШЛИТА (Агада согласно его постановлениям, стр. 43).
У многих принято накануне взвесить каждый ке-заис и разложить их по пакетикам, а в ночь Седера каждому участнику дают пакетик с ке-заисом мацы. Можно отвесить ке-заис и в ночь Седера на механических (не цифровых) весах. [Шульхан Орух, глава 306, параграф 7, Шмирас Шаббос ке-Илхосо (третье издание) – наверное, имеется в виду второе – перев., – глава 29, примечание 57 и 103, и «Алихойс Шлоймой» (Пейсах, глава 9, параграф 7, в примечаниях). И еще см. Каф а-Хаим (глава 306, параграф 63)].
[78] «Игройс Мойше» (Ойрах Хаим, часть 5, глава 16, раздел 4), «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 15, ответ 12), рав Нисим Карелиц ШЛИТА («Хут Шони», Пейсах, глава 17, параграф 20), «Швус Йицхок» (Пейсах, глава 12).
[79] Относительно благословения: у некоторых принято, что ведущий Седер произносит благословение, все отвечают «амен» и имеют в виду, что они тоже как бы сказали («он их выводит»). «Ойрхойс Рабейну», часть 2, стр. 67, параграф 40, и так же считает рав Ш.З.Ойрбах («Алихойс Шлоймой», там же, «Ойрхойс Алохо», примечание 294). Но у некоторых принято, что каждый произносит оба благословения самостоятельно («Шмирас Шаббос ке-Илхосо», часть 2, глава 55, конец параграфа 19). Обычай Хасам Сойфера – благословение «а-мойци» ведущий Седера произносит для всех, а благословение «аль ахилас мацо» каждый произносит для себя («Мин’агей Хасам Сойфер»). И так же считает рав Й.З.Соловейчик (Агада «Ми-Бейс а-Лейви», стр. 193).
[80] См. в книге «Ке-заис а-Шолейм» (стр. 171, 172).
[81] Я слышал от рава Азриэля Ойрбаха ШЛИТА, что рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ следил за тем, чтобы непременно съесть 20 грамм мацы. И то же самое я слышал от его внука, рава Арье Эльяшива ШЛИТА. И вот что написал мне другой его внук, рав Авроом Цви Исраэльзон ШЛИТА: «Нам точно, несомненно и совершенно определенно известно, что по мнению нашего учителя, моего деда ЗАЦАЛЬ, необходимое количество мацы составляет 20 грамм. И однажды наш учитель сказал нам, что слышал от надежных свидетелей, что Хазон Иш отмерял 20 грамм как необходимое количество мацы».
И подобное же сказано в книге «Сидур Пейсах ке-Илхосой» (издание 5742 года, часть 2, глава 8, параграф 4:1, и в примечаниях 21 и 22). И там сказано, что с этим согласны рав Ш.З.Ойрбах, рав Й.Ш.Эльяшив и рав Нисим Карелиц.
Рав Бен Цийон Аба Шоуль ЗАЦАЛЬ пишет, что проведенные им измерения показали, что в 20 граммах мацы есть ке-заис («Ойр ле-Цийон», часть 3, в той части, которая записана как «анаф 2», раздел 6).
И еще см. в книге «Швус Йицхок» (глава 22, параграф 3), который приводит цитату из книги «Мидойс ве-Шиурей Тойро», согласно которой после точных измерений у них получилось, что ке-заис мацы – это между 25 и 27,5 граммами. И то же самое сказано от имени рава М.Брандсдорфера ЗАЦАЛЬ: он считает, что размер ке-заис для наилучшего исполнения заповеди – это 30 грамм. А на «Мацойс Гальперин» с давних времен указывается, что целая маца – это ке-заис [проведенное нами в наше время взвешивание показало, что маца Гальперин весит примерно 29 грамм].
[82] В книге «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, стр. 66, параграф 35) сказано, что Хазон Иш считал четверть мацы ручного приготовления ке-заисом. И см. в «Хазон Иш» (глава 39, параграф 17), где сказано, что размер ке-заиса мацы определяется на глаз.
[83] Рав Мойше Файнштейн ЗАЦАЛЬ («Кунтрес ле-Тойро ве-Ойроо», тетрадь 1), «Сидур Пейсах ке-Илхосой» (издание 5742 года, глава 8, примечание 24) от имени рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ и рава Нисима Карелица ШЛИТА. И то же самое сказано в книге «Швус Йицхок» (там же) и в книге «Беэр Исроэль» (стр. 139) от имени рава Й.Ш.Эльяшива ЗАЦАЛЬ. И то же самое сказано в книге «Хукас а-Пейсах» (стр. 53) от имени рава Бен Цийона Абы Шоуля ЗАЦАЛЬ.
[84] В книге «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, стр. 66, параграф 36) сказано, что Стайплер ЗАЦАЛЬ обычно отмерял ке-заис по площади открытой ладони без большого пальца [а в главе 41 сказано, что однажды Стайплера спросили о большой маце, и он сказал, что в ней помещается 7 ке-заисов]. И в книге «Беэр Исроэль» (стр. 116, примечание 49) сказано от имени рава Хаима Каневского ШЛИТА, что такого обычая придерживался его отец: он съедал как ке-заис кусок мацы площадью в ладонь в положении, когда пальцы немного раскрыты. И там сказано, что таков же был обычай Хазон Иша (там же, стр. 139, примечание 74).
[85] Согласно книге «Алихойс Пейсах» рава Офира Малки ШЛИТА.
[86] В книге «Шиурим шель Тойро» (Шиурей Мицвойс, раздел 27) сказано, что в наше время Хазон Иш измерил машинную мацу и выяснил, что в половине мацы содержится ке-заис. Однако несколько лет спустя измерения были повторены, и выяснилось, что половины мацы не хватает на ке-заис, и лучше взять две трети мацы, чтобы наверняка выполнить заповедь есть мацу.
А в книге «Ке-заис а-Шолейм» сказано, что так же считает рав Мойше Файнштейн ЗАЦАЛЬ (стр. 171, примечание 5), и см. выше, примечание 56. И я слышал от рава Арье Эльяшива ШЛИТА, что рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ считал ке-заисом две трети машинной мацы.
[87] «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, стр. 66, параграф 36). А вот что говорит рав Бен Цийон Аба Шоуль ЗАЦАЛЬ: «И в любом случае нужно следить за тем, чтобы брать не точно ке-заис, а чуть больше. Ведь то, что пристало к зубам, не входит в размер ке-заиса». (Сборник ответов «Ойр ле-Цийон», часть 3, Введение, анаф 2, раздел 6). И см. также «Минхас Хинух» (начало Заповеди 6 и Заповедь 10).
Хасам Сойфер пишет: «Заповедь съедания мацы, которую мы исполняем в ночь Пейсаха, – это единственная заповедь съедания, оставшаяся у нас из всей Торы. У нас нет ни жертвы Пейсах, ни других жертв, ни трумы, ни Второго Майсера, – только одна заповедь, исполняемая только раз в год». (Сборник ответов «Хасам Сойфер», добавления в конце раздела Хойшен Мишпот, глава 196).
[88] Хасам Сойфер (часть 6, раздел 16 и раздел 23). А в «Шиурим шель Тойро» (Шиурей а-Мицвойс, раздел 30) сказано, что лехатхило (то есть если есть такая возможность) нужно принять в расчет и это мнение.
[89] В «Шиурим шель Тойро» сказано, что основное мнение Алохи – 4 минуты. И я слышал от рава А.Ойрбаха ШЛИТА, что рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ съедал свой ке-заис мацы спокойно и не торопясь, за 4 минуты. А в книге «Беэр Хаим» (стр. 171) сказано, что втор слышал от рава Хаима Каневского ШЛИТА, что так сказал Хазон Иш своему отцу, раву Й.Й.Карелицу ЗАЦАЛЬ. И таково же мнение рава Ш.З.Ойрбаха («Шмирас Шаббос ке-Илхосо», глава 54, примечание 130) и «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 15, ответ 13).
[90] Хасам Сойфер в Сборнике ответов (часть 6, глава 16) пишет, что это время не превышает 9 минут. И там же (в главе 23) он пишет, что это время составляет от 2 до 9 минут. И см. также в книге «Илхойс Хаг бе-Хаг» (праздник Пейсах, стр. 310), где сказано, что это время составляет 4 минуты. А если съедают не один ке-заис, а два, то и время удваивается с 4 до 8 минут.
[91] В Агаде «А-Лайло а-Зе» (стр. 19) сказано, что автор слышал от рава Й.Ш. Эльяшива ЗАЦАЛЬ, что время отсчитывается от начала пережевывания. И я слышал от рава А.Ойрбаха ШЛИТА, что рав Й.Ш.Эльяшив ЗАЦАЛЬ настаивал, что время отсчитывается именно с начала пережевывания. И то же самое написал мне его внук рав Авроом Цви Исраэльзон ШЛИТА: «Сказал наш учитель ЗАЦАЛЬ, что разумно считать, что заповедь съедания начинается с пережевывания, поскольку это и есть «удовольствие, которое получает нёбо»». И то же самое написано в книге «Шейвет а-Лейви» (часть 9, глава 119, раздел 3)
[92] Рав Мойше Файнштейн ЗАЦАЛЬ (Агада «Койль Дойди», 14:7), Сборник ответов «Ойр ле-Цийон» (часть 3, глава 15, ответ 13). И то же самое я слышал от рава Хаима Каневского ШЛИТА (Таммуз 5774): он сказал, что время отсчитывается от начала пережевывания. И то же самое сказано от его имени в книге «Шеарей Ойроо» (часть 4, стр. 76). И таково же мнение рава Шайнберга ЗАЦАЛЬ.
[93] «Алихойс Шлоймой» (Пейсах, глава 9, параграф 17), Сборник ответов «Биньян Цийон» (глава 29).
[94] Шульхан Орух и Мишно Бруро (глава 461, параграф 17), Сборник ответов «Биньян Цийон» (глава 29).
[95] «Мория» (Нисан 5777) от имени рав Й.Ш.Эльяшива, и таково же мнение рава Шайнберга ЗАЦАЛЬ, «Шиурей Кней Бойсем» (глава 10, параграф 17), «Несивойс Одом» (2:6). А в Агаде «Арзей Левонойн» сказано, что в старости рав Мойше Файнштейн, когда ел мацу, запивал ее холодной водой.
[96] Согласно брошюре «А-Лайло а-Зе».
[97] В «Сидур Пейсах ке-Илхосой» (глава 9, параграф 11), от имени рава Хаима Каневского ШЛИТА, сказано, что Хазон Иш облегчал требования этого закона и довольствовался третью ке-бейцо, то есть 17 грамм. А в книге «Диним ве-Анhогойс» (глава 17, раздел 37) сказано, что Хазон Иш отмерял этот объем после того, как хрен только натерли, но не примяли в стакане. И см. еще в книге «Ке-заис а-Шолейм», стр. 182.
[98] «Сидур Пейсах ке-Илхосой» (глава 9, параграф 11), и Агада «Койль Дойди» (стр. 31).
[99]
В книге «Ойрхойс Рабейну» (часть 2, стр. 67, параграф 40) сказано, что Стайплер ЗАЦАЛЬ съедал только один маленький ке-заис афикоймона.

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Александр Кутуков Помочь уроку

Путь в еврействе начал с обучения в ешиве в Кунцево. Потом учился в ешиве «Огалей Яаков» у рав Хаггая Прешела.
Занимался изучением Торы, преподаванием, переводами и еврейской журналистикой.
Попав в Израиль, поступил в колель Швут Ами, где учится по настоящее время.
Интересы, кроме Торы, разносторонние и бессистемные.