Поделиться

Размышления на тему айн а-ра и некоторые методы проверки

В прошедший шаббат читался раздел из Торы, посвященный красной корове и очищению посредством её пепла, смешанного с водой. Я подумал, что состояние тумы большинством народа не ощущается, даже опосредованно. Я, например, не слышал средств для определения есть ли на человеке тума или нет, если он того сам не знает. И я прошу не писать мне, что, мол, в наши дни все находятся в состоянии тумы. Все находятся в состоянии тумат мет, но есть другие виды тумы, которые устраняются миквой или омовением рук. Понятно, что необходимость «диагностирования» вызывает некоторое сомнение. Однако, в случае айн а-ра (сглаза) такие методы есть и могут быть востребованы в определённых случаях.

Например, р. Йеhуда а-Хасид приводит такой метод: человек, желающий проверить, есть на нём сглаз или нет, должен поставить на ночь бокал с маслом и тарелку с водой у изголовья кровати, на утро сразу же (не отвлекаясь на еду, питьё, ничего не говоря) омыть руки поочередно три раза (так как мы утром и так моем руки поочередно три раза на каждую руку, то возможно здесь три раза поочередно — это три раза по три), опустить пальцы в масло, вытащить пальцы из масла и опустить их в воду. Если масло всплывёт, то сглаза нет. А если масло пойдёт ко дну (пусть даже не всё, а только часть), то сглаз есть.

Нечто похожее я увидел без ссылки на кого-то из гдолим: там необходимо отмерить три ложки воды в тарелку, опустить туда пальцы, вытащить пальцы и замерить оставшийся объем воды. Если он уменьшился, то сглаза нет. А вот если он не уменьшился, а неожиданно прибавился, то это сглаз.

В книге Тольдот Адам приводится другой метод — пойти в лес и сесть на муравейник. Читается довольно смешно, но идея следующая — если муравьи пристали в человеку, может даже стали кусать, то всё в порядке, а если муравьёв нет, то это сглаз.

Общее в этих методах следующее — человек, на котором сглаз, меняет природный порядок вещей вокруг себя. И по этим косвенным признакам мы узнаём о наличии о сглазе.

А вот в Меир Оз написано, что тот, кто является причиной сглаза — человек с дурным глазом, как это говорят — долго не живёт. Причина в том, что из его глаз выходит некая сила (в книге она называется — הבל — пар), которая сжигает товарища и его имущество. И если эта сила сглаза, исходящая из глаз человека, сжигает другого, то тем более она вредит самому хозяину этой силы. Хотя, мне более логичным кажется, что эта сила проистекает из сил души и таким образом уменьшает жизненную силу.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com