Поделиться

Реш Лакиш против Емели

Авраам на третий день после обрезания, когда боль особенно сильна — спешит пригласить к себе в гости случайных путников, которых он увидел невдалеке от своего шатра. Как сказано: «И поднял он глаза свои и увидел: вот три путника стоят над ним… и побежал им навстречу… и поклонился он до земли» (Берешит, гл. 18, ст. 2).

Всевышний очень высоко оценил стремление Авраама, невзирая на боль, оказать гостеприимство. За это и он, и его потомки после него, унаследовавшие это качество, получили награду.

Всевышний любит, когда человек не просто выполняет заповедь или совершает доброе дело (хотя уже только это, само по себе, тоже имеет ценность), но — прилагает к этому усилия.

Любитель лежать на печи, герой русских сказок Емеля — явно не снискал бы расположение Творца. Поэтому этот столь почитаемый носителями чуждой нам культуры персонаж (по большому счету — смешной и жалкий) — не нашел отражения в еврейских сказаниях.

Не секрет, что мы родились вдали от своей земли, на чужбине. И та культура, даже помимо нашей воли — впиталась, оставила в нас какой-то след. Поэтому очень важно сейчас — впустить в себя традицию отцов, древнюю и родную.

Рассмотрим еще один пример, когда поступок человека оценивается по затраченным усилиям.

В начале Мегилат Рут (книга Рут) рассказывается о том, как моавитянка Рут решила пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу. «Твой народ — это мой народ, — говорит она. — И твой Всевышний — также и мой!» (гл. 1, ст. 16).

Наоми, ее свекровь, поначалу отговаривала Рут от этого шага. Но затем (удивительное дело!), увидев, «что та настаивает на том, чтобы идти с ней, перестала отговаривать ее» (там же, ст. 18).

В оригинале этой фразы использовано слово — «митамецет». Мы перевели его здесь, как — «настаивает» (Рут настаивает на том, чтобы идти с Наоми). Такой перевод — более гладкий. Но на самом-то деле выражение «митамецет» означает — «прилагает усилия».

Когда Наоми поняла, что Рут прилагает усилия (митамецет), чтобы пройти гиюр, она прекратила ее отговаривать.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 61) Учителя сравнивают дурное начало человека (на иврите — йецер ha-ра) с приставучей мухой, которая сидит между двумя половинками сердца. Оно (дурное начало) сперва пытается подбить человека на прегрешение, но если тот оказывается «твердым орешком» и сразу не поддается — йецер ha-ра меняет направление (заходит со стороны другой половинки сердца) и предлагает ему… выполнить заповедь. И если человек уступит, то вскоре поймет, что от заповеди была только обертка. А под этой красивой оберткой таились (то, на что так любит садиться муха) — очень непорядочные поступки.

Когда человек собирается совершить некий поступок и сомневается, продиктован он добрым советником (йецер hа-тов) или нашептан дурным началом, ему следует прислушаться к себе, к своему телу. Если ноги и руки (или другие органы) так и рвутся в бой, значит, нужно не идти у них на поводу, но — призадуматься.

Человеческое тело было сотворено из праха земного, в него же оно и держит свой путь. И все его органы — «настроены» на земное, сугубо материальное. Поэтому было бы странным, если бы их вдруг заинтересовала духовная заповедь, не имеющая никакого отношения к материи.

На выполнение заповеди ноги идут с трудом, с неохотой, преодолевая свое естество. И если они вдруг сделались легкими и проворными — жди подвоха, ловушки, подстроенной дурным началом.

В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 84) описывается удивительный случай, произошедший с Реш Лакишем (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Когда-то он был разбойником и обладал недюжинной силой и ловкостью — качествами, весьма полезными в его «ремесле». Тело поддерживало Реш Лакиша в его разбойничьих устремлениях, так, что он с легкостью мог перемахнуть через реку Иордан.

Но вот, повстречался он раби Йоханану (величайший мудрец Торы, который станет Реш Лакишу учителем, напарником в учебе и шурином). В их первую встречу раби Йоханан убедил Реш Лакиша оставить разбойничью стезю и принять на себя Тору и заповеди.

Реш Лакиш вернулся к Творцу (сделал тешуву). Но вернуться назад через Иордан уже не сумел. Тело, которое с такой легкостью подчинялось разбойнику — отказалось помогать человеку, пожелавшему встать на путь Торы. Все его члены вдруг отяжелели, словно налились свинцом.

Дерзкий разбойник Реш Лакиш пользовался симпатией у материальности. Но к раби Шимону бен Лакишу она потеряла всякий интерес.

Теперь вернемся к Рут.

В Торе не случайно, когда говорится о ней, употреблено слово «митамецет». Она — «митамецет лалехет — прилагает усилия к тому, чтобы идти.

Когда Наоми увидела, что Рут, которая моложе ее, вынуждена прилагать усилия, чтобы идти за ней, она поняла, что ее желание пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу — искреннее. Ведь ее молодое тело сейчас — против нее.

Эта же логика применима и к Аврааму. Усилия, которые он приложил, невзирая на боль и слабость, подняли выполнение заповеди гостеприимства на такую запредельную высоту, что и его потомки удостоились награды за это.

на основе комментария Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com