Поделиться

Рош а-Шана — названия праздника и его связь с Йом Кипуром

Шалом, дорогие друзья! В этом видео я хотел бы обсудить несколько вопросов по Рош а-Шана и Йом Кипуру — поговорить о связи между ними, о названиях дня Рош а-Шана. Кое-что из того, что я упомянул, вы, возможно, уже знаете, кое-что я мог упоминать в других видео. Во всяком случае, как говорят наши мудрецы — не бывает так, чтобы не было никакого хидуша (новой интерпретации). Надеюсь, что-то новое вы для себя узнаете.

Во-первых, как вообще Тора называет эти праздники, Рош а-Шана и Йом Кипур? Где они упоминаются? Можно привести доводыв пользу того, что последовательность праздников Рош а-Шана и Йом Кипур в каком-то смысле находится отдельно по сравнению со всеми другими праздниками. Упоминаемых в Торе праздников у нас всего три (или четыре, если считать Шмини Ацерет отдельно), плюс Рош а-Шана и Йом Кипур. Это актуально, если мы говорим о праздниках, которые взяты именно из Хумаша (Пятикнижия Моше), не включая Хануку и Пурим, а также всякие дни, которые считаются не совсем праздниками, а просто особыми днями — например, Ту би-Шват, или, скажем, Лаг ба-Омер, то есть только праздник Песах и Шавуот после него, и потом праздник Суккот, который завершается Шмини Ацерет. И это одна серия, которая называется регалим.

А далее следуют два нащих праздника, которые не относятся к той же серии. Одно из различий в том, что для регалим нужно было приходить в Храм, а, соответственно, в Рош а-Шана и Йом Кипур в Храм приходить было совершенно не обязательно, эти праздники, получается, более индивидуальные, это наша связь со Вс-вышним, в отличие от регалим, когда именно семейные праздники, люди собираются группами, идут в Храм, и там же присутствует много знающих людей — коэнов, мудрецов Торы, старейшин, которым можно было задать какие-то вопросы. Это все коллективные праздники, своего рода фестивали.

И согласно этому подходу, не удивительно, что Рош а-Шана и Йом Кипур упоминаются в Торе гораздо меньше, чем остальные праздники. Остальные праздники упоминаются во всех книгах Торы, кроме Брейшит, конечно же. В Брейшит практически нет заповедей, поскольку еще не была дана Тора и, соответственно, нет и праздников. Хотя интересно, что в Рош а-Шана мы читаем отрывки из книги Брейшит, но ни в коем случае сами праздники в Брейшит, конечно, не упомянуты. А вот начиная с книги Шмот, в каждой книге обязательно есть упоминание о праздниках Песах, Шавуот и Суккот. А вот Рош а-Шана и Йом Кипур упомянуты только в двух книгах Торы — Ваикра и Бемидбар, причем основное упоминание происходит именно в книге Ваикра, тогда как в Бемидбар они упоминаются из-за жертвы мусаф. Основное, подробное упоминание праздника Йом Кипур приводится в главе Ахарей мот, когда после смерти сыновей Аарона Вс-вышний говорит Моше о том, чтобы Аарон не заходил в Святая Святых просто так. Только когда будут принесены все необходимые приношения, совершено воскурение кеторет, он будет заходить в Святая Святых. Одно из объяснений, почему эта глава начинается со слов «Ахарей мот» — что именно в этом была ошибка сыновей Аарона…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com