Поделиться

Рош а-Шана | Удостоиться жизни

Долго думала над заголовком статьи на тему Рош а-Шана. Сразу возник и долго не покидал вариант «Остаться в живых». М-да…

Итак, представим, что человеку в силу определенных обстоятельств предстоит суд. Если человек адекватен, ответственен – чем он займется? Конечно, подготовкой к этому суду. Пройдется по деталям своего «дела», обратится к опыту профессионалов, посоветуется с адвокатом, продумает линию поведения, оденется соответственно и заранее придет в суд, чтоб не опоздать и не произвести плохое впечатление. Словом, сделает все, зависящее от него, чтоб повлиять на приговор.

А теперь представим человека иного. Того, кто не относится достаточно серьезно к делу, по поводу которого собирается суд. Советоваться с кем-то? Зачем? Повода нет, да и сам я все знаю. Быть в курсе деталей вопроса? Да ладно, соображу по ходу дела! И вообще, нечего нагнетать на пустом месте, по мелочам. Прилично выглядеть? Ну какая разница… А если еще явиться в суд с опозданием после веселого вечера, с похмелья и нахамить судье, так шансы на благополучный исход дела минимизируются.

Рош а-Шана, безусловно праздник. И безусловно День Суда. День Суда над всей Вселенной. От микро- до макроорганизмов. Всех и все судит Творец за прошедший год и выносит приговор на год грядущий. И еврейский народ в целом, и каждого еврея по отдельности. Есть возможность изменить приговор в 10 дней раскаянья. Затем наступает Йом Кипур – документ скрепляется печатью. Есть еще Ошана Раба для позитивных изменений, что не может не радовать. Итак, перед Рош а-Шана, перед этим «Великим и Грозным Днем» мы достойно одеваемся, убираем в доме, готовим вкусную еду, зажигаем свечи и отправляемся на Суд. Насколько мы к нему готовы?

Замечание первое. Не забудем, что это праздник, далекий от легкомысленного поведения и праздных разговоров на трапезах. И вообще.

Замечание второе. Давайте правильно расставим акценты. Конечно, важно и интересно приготовить традиционные блюда, названия которых связаны с пожеланиями на Рош а-Шана (ахилат симаним). Но не менее важно распределить свои силы на двухсуточный праздник. Наша работа в этот 48-часовой день нелегка, непроста и очень насыщенна. Кроме 4 молитв в каждый из дней, есть Трубление в Шофар и Ташлих (в первый день). Принято за это время прочитывать книгу Теилим целиком. Все больше евреев читают Тикун аКлали раби Нахмана из Бреслава. Хорошо также прочесть Перек Шира. Много дел.

Замечания третье. Не забываем про детей! Хотя они скорее всего и не дадут о себе забыть, чтоб все были здоровы! Новые нечитанные книги, неизвестные игры, обилие поощрений за хорошее поведение в виде вкусностей и подарочков – важный этап в подготовке к празднику. Духовная работа родителей — в том числе их дети. Помним об этом.

Замечание четвертое. Как минимум в это время постараемся ни на кого не сердиться, быть довольными и судить о людях с точки зрения заслуги (ле хаф зхут). Это тяжкий труд по жизни, проходящий с переменным успехом. Укрепимся в нем в Рош а Шана. Почему это так важно? А потому что своим отношением и суждениями относительно других людей мы определяем суд над нами! Мида ке негед мида. Закон такой. Мера за меру. Но не путайте правило «ле хаф зхут» с безразличием, легковерием, наивностью и безответственностью.

Замечание пятое. Наша духовная работа строится в двух направлениях. «Бен адам ле маком» ( между человеком и Всевышним) и бен адам ле хаверо (между человеком и человеком). Оба эти пути стоит хорошенько проанализировать и проверить в преддверии Рош а Шана.

Что касается отношений между людьми – нужно постараться исправить неправильные действия, а если это невозможно, то извиниться. Максимально искренне. И самому всех простить. Это невероятно важно для получения хорошего приговора на Суде. Только здесь все «по правде». Прощать нужно на самом деле, не формально и не сценически. И помним о том, что прощением за проступки в отношении других людей Всевышний не занимается. Это и логично. Сам сделал – сам и исправляй.

Упорядочить дела в отношениях со Всевышним не менее важно. Элул и Тишрей – наилучшее время для тшувы! А вот полезное практическое действие: хорошо взять на себя какую-то вещь, даже совсем небольшую, но которую будешь делать всегда. И сейчас время взаправдашней истории.

Учились две сестры в религиозной еврейской школе. Одна сестра была девушкой активно соблюдающей, продвигалась в мицвот, мечтала создать еврейский дом. Вторая не была столь же определившейся в своем пути. Она что-то соблюдала, что-то нарушала…Как считали ее наставники, не слишком сильная девушка, неизвестно, что с ней будет после школы. И вот однажды, в силу обстоятельств, Вторая сестра оказалась на Рош а Шана в нашем доме, притом что мы были практически незнакомы. Все было без проблем, девушка хорошо воспитана, умеет себя вести в разных ситуациях. И вот после вечерней сеуды в первый день Рош а Шана она мне говорит:

— Можно с Вами посоветоваться? Мои учителя (она называет их имена) рассказали нам еще в 8 классе, что хорошо брать на себя перед каждым Рош а-Шана какую-то вещь, может быть даже и маленькую, но исполнять ее все время, регулярно. И вот я решила так делать, и то, что взяла исполняю. Например, один год я решила очень тщательно относиться к мезузе, даже выучила правила, как правильно нужно ее целовать. Может быть это смешно…

(Мне было не смешно, потому что я тут же прикинула, а всегда ли я обращаю внимание на мезузу? А еще меня очень впечатлило то, что эта девушка назвала имена тех, от кого выучила алаху. Ведь сказано, что тот, кто приводит источник сказанного, приводит ИЗБАВЛЕНИЕ в мир!)

Девушка между тем привела еще несколько примеров своих мицвот. Среди них были: браха после туалета, правильно сделанный нетилат ядаим перед хлебом (а это не каждый знает), установленный порядок стрижки ногтей. (Кстати, все эти вещи очень влияют на здоровье человека.) Потом она спросила:

— Посоветуйте пожалуйста, что бы мне такое на себя взять в этом году? Но только небольшое. То, что я точно смогу делать.

Мы поразмышляли и выбрали в конце концов порядок надевания и завязывания обуви.

Я запомнила нашу гостью. Лет через 8 я услышала об этой девушке как о прекрасной жене и матери крепкого еврейского дома. Жизнь ее сестры сложилась иначе. Поверьте, это было трудно предположить тем, кто знал их раньше. За счет чего человек поднялся? Сказано нашими мудрецами: делай небольшую вещь, но постоянно! Тогда духовный рост и продвижение будет успешнее, нежели у того, кто делает возможно больше, но время от времени. Так что, у нас прямо сейчас есть возможность сделать большой шаг на непростом пути!

Замечание шестое. Многое нужно выучить к Рош а-Шана! И «Акедат Ицхак», и о Шофаре, который называют «последней защитой», и о принятии Царства Всевышнего, и еще, и еще…

Человек часто воспринимает жизнь как нечто само собой разумеющееся, как ТО, что и должно у него быть! Как то, что ему ПОЛОЖЕНО, а не подарено по доброте и огромной любви Всевышнего к нам. И зачастую не видит связи между своими поступками и жизнью. Все, что с человеком происходит зависит от взаимоотношений с Творцом. Каждый поступок влияет на происходящее с ним.

Принимая на себя кажущиеся небольшими мицвот, самим НАМЕРЕНИЕМ и РЕШЕНИЕМ человек уже меняет себя, становится другим, и приговор, который касался его в прошлом также изменяется. А Всевышний судит человека таким, каким он является на данный момент.

И да удостоимся мы быть записанными вместе со всем еврейским народом в Книгу Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com