Поделиться

Рош аШана: день сотворения человека, день суда и праздник…

Приближается праздник Рош аШана, который в этом году мы будем праздновать с 29 сентября по 1 октября. В это время Творец создал мир, который Он судит в день его рождения! Но мы относимся к Рош аШана как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться, как сказано в Теилим: «Служите Г-споду в боязни и веселитесь, содрогаясь от страха».

«Вкусные трапезы, праздничная сервировка стола и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Вс-вышнего, Который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош аШана отличается особой атмосферой серьезности и некоторой тревоги. Поэтому в дни праздника не следует развлекаться или гулять, не рекомендуется спать днем (если нет в этом действительной необходимости) и даже ночью желательно спать меньше обычного» (Кицур Шульхан Арух 123:7). В Иерусалимском Талмуде сказано: «Тот, кто спит в Рош аШана, – проспит свою удачу». Рама (Раби Меир бар Тодрос Алеви Абулафия), в своих комментариях на Талмуд сказал: «Есть обычай не спать в Рош аШана, и это правильный обычай».

Ведь на самом деле это не только день сотворения мира и день радости, но и день Высшего суда. Небесный Суд творится над всем человечеством: как над евреями, так и над неевреями. Поэтому и неевреям также нужно молиться в этот день, потому что именно в Рош аШана определяется для всего человечества приговор на следующий год. В этот день в синагогах трубят в шофар, призывая к раскаянию и утверждая Б-жественную власть над творениями в новом году.

В Кицур Шульхан Арух 122:8 сказано: «Любавический Ребе р. Йосеф-Ицхак говорил, что двенадцать дней, начинающиеся 18-го элуля (день рождения раби Исраэля Баал-Шем-Това и раби Шнеура-Залмана, основателя Хабад), соответствуют двенадцати месяцам уходящего года, а потому эти дни наилучшее время для тшувы: 18-го элуля надо проанализировать свое поведение в прошлом месяце тишрей, 19-го элуля хешван и т. д. вплоть до кануна Рош-Гашана. 29-го элуля следует подвести итог своему поведению в месяце элүль и принять решение, как исправить то, что нуждается в исправлении».

Рош аШана – это день переосмысления нашей жизни и поступков за год, покаяния и надежды на будущее.

С этого дня начинаются «Дни трепета», десять дней наших молитв и раскаяния, продолжающиеся до Йом Кипура — «Дня примирения». В начале этого периода Б-г строго оценивает поступки всех людей, но затем милосердно дает людям еще один шанс исправиться. В эти дни решается, каким будет следующий год для каждого человека. Кого-то ждет удача и почет, а кого-то горе и болезни (не дай Б-г). В молитве «Унтанэ токеф», которую мы читаем в канун Рош аШана сказано: « Кто будет жить, а кто умрёт, кто в свое время, а кто безвременно, кто в воде, а кто в огне, кто убитым мечом, а кто диким зверем, кто от голода, а кто от жажды… Но тшува, молитва и цдака смягчают суровый приговор!». Мы должны быть уверены, что Вс-вышний проявит к нам Свою доброту и не оставит нас милосердием Своим в наступающем году,

В это время перед Б-гом открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, кто чаще совершал недобрые поступки. А в третьей книге, которая посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся в равновесии. Именно у этих людей есть шанс исправить свою участь искренним покаянием.

Существуют традиции, относящиеся к кануну Рош аШана.

В канун Рош аШана надо поститься и как можно больше времени уделять изучению Торы и Теилим. Принято давать как можно больше цдаки, посещать места праведников и дарить нуждающимся продукты для праздничной трапезы. Тому, кто провинился перед другим человеком, нужно попросить у него прощения. Также принято после «Шахарит» накануне Рош аШана расторгать данные в течение года обеты «гатарат недарим», чтобы предстать перед судом Вс-вышнего очищенными от тяжкого греха забытых и неисполненных обетов. В крайнем случае, если не будет возможности, это можно сделать позже, но только до Йом-Кипура.

В день Рош аШана совершают «Ташлих» (избавление то грехов уходящего года) на берегу какого-либо водоема, читая молитвы и вытряхивая в воду крошки из карманов, как бы скармливая свои грехи рыбам.

Наступление праздника открывает трубление в шофар.

Как сказал Рамбам: «Несмотря на то, что трубление в шофар в Рош аШана — повеление Торы, не подлежащее обсуждению, оно словно зовет: «Проснитесь, спящие! Пробудитесь ото сна! Проверьте свои поступки и вернитесь ко Вс-вышнему! Вспомните Творца вашего — вы, забывшие истину в суетности времен, проводящие годы свои в ничтожных и пустых занятиях, которые не в силах принести вам ни пользы, ни помощи! Вглядитесь в глубину ваших души исправьте поступки свои, оставив дурной путь и дурные мысли!».

Эти слова следует вспомнитъ каждому перед трублением в шофар и совершить тшуву от всего сердца. В Шульхан Арух сказано, что Рош аШана — это «голова года», намекая на то, что как все функции всего тела зависят от головы, так от поведения человека в Рош аШана зависит, каким будет для него наступающий год.

Будьте здоровы и благословенны!

Ктива вэхатима това! («Доброй записи в Книгу жизни и утверждения ее печатью!»)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com