Ткият Шофар на Рош аШана — заповедь трубных звуков
Основной заповедью, предписываемой нам на новый еврейский год, является заповедь «ткият шофар», то есть трубление в рог. Звуки рога, должны призвать нас к пониманию и ощущению всевластности и всесущности Б-га в нашем мире, что и является основным смыслом этого дня.
Обычаи на еврейский новый год
- Ташлих (выбрасывание грехов)
В первый день Рош аШана (или же во второй день, если первый пришёлся на субботу — по ашкеназской традиции) все идут к водному источнику и произносят над ним молитву Ташлих (что буквально обозначает — ты выбросишь), которая является просьбой выкинуть грехи в «морскую пучину». Некоторые также отряхивают полы своей одежды, как символ стряхивания своих грехов.
- Бодрствование днём
Некоторые специально не спят днём на Рош аШана, так как в Иерусалимском Талмуде написано, что тот, кто спит на Рош аШана, просыпает свое счастье.
- Поедание симаним
В вечерней трапезе на праздник Рош аШана принято есть «симаним». Имеются в виду различные кушанья, чьи названия связаны с нашими молитвами и пожеланиями на новый год. Основные симаним это: яблоко в мёде, голова рыбы, морковь и т. д. Эти кушанья принято есть вечером первого дня Рош аШана. Некоторые едят их во второй день праздника.
Молитвы на Рош аШана
На еврейский новый год принято много молиться. Из-за этого молитвы Шахарит (утренняя) и Мусаф (дополнительная) очень длинны, праздничны и включают в себя пиютим. Как уже было сказано выше, основной посыл этих молитв и пиютим — это «хамлахат Ашем», то есть призыв к пониманию и ощущению Б-жьей всевластности и всесущности и понимание того, что мы стоим перед Ним в этот час суда. Все молитвы в этот день произносятся из молитвенника.
Вечером перед Рош аШана — Слихот (извинения) и Атарат Недарим (освобождение от обетов)
Вечер перед Рош аШана является последним вечером уходящего года. В этот день принято усиленно произносить слихот, давать подаяние и цдаку (заповеди, которые способны изменить предначёртанное, если оно является плохим) и вообще делать «тшуву», то есть анализировать весь прошедший год и каяться в своих грехах и проступках.
Также, перед Рош аШана принято проводить церемонии отпущения обетов, когда каждый просит об этом трех людей, собранных вместе, которые являются его судом, уполномоченным освободить его от данных обетов.
В книгах написано, что пост с начала рассвета и до дневных часов в день перед Рош аШана может помочь отменить плохой приговор на будущий год. Пост в иудаизме является сильным средством и в источниках написано, что человек стирает треть своих прегрешений этим постом, ещё одну треть во время десяти дней между Рош а Шана и Йом Кипуром и последнюю треть в сам Судный День.
Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»