— Почему ты улыбаешься? – спросил я Хаима, когда мы возвращались после утренней молитвы.
— Почему бы и нет? – вопросом на вопрос ответил Хаим. – Через две недели Рош аШана, Десять дней раскаянья, Йом Кипур… Почему бы мне не улыбаться?
Я внимательно посмотрел на Хаима, пытаясь понять, шутит он или нет.
— Послушай, — поделился я своими подозрениями, – у меня такое чувство, что ты где-то услышал что-то интересное, причем и для меня тоже, и поэтому улыбаешься!
— Угадал, но не совсем, — уточнил Хаим, — я не слышал что-то интересное, я прочитал что-то интересное. Даже очень интересное. Ты слышал про Рут Габизон? Профессора Рут Габизон?
— Конечно! Но не уверен, что наши читатели с ней знакомы. Давай сначала приведем пару строк из Википедии о ней:
Рут Габизон (Гавизон, ивр. רות גביזון; род. 28 марта 1945 года, Иерусалим, Подмандатная Палестина) — израильский профессор права в Еврейском университете Иерусалима, член научного совета Израильского института демократии. Специализируется в исследовании таких предметов, как этнические конфликты, защита меньшинств и прав человека, политическая теория, религия и политика, Израиль как еврейское и демократическое государство.
Р. Габизон была одной из основателей Ассоциации гражданских прав в Израиле (ACRI), в течение многих лет была одним из её руководителей и президентом Ассоциации с 1996 по 1999 гг. С 1997 года она — член Международной комиссии юристов.
— В общем, Рут Габизон – один из ведущих и известных юристов Израиля, — подытожил Хаим. — Обрати внимание, что она пишет по поводу отношений между мужчинами и женщинами в Израильском обществе и о проблемах сексуальных домогательств:
«Может быть, пришло время выяснить, почему наказания в этой сфере не приводят к положительным результатам? Цель должна быть не только в том, чтобы наказать виновных, но в том, чтобы изменить по возможности манеру поведения и уменьшить ущерб. Может быть, все-таки стоит подумать о том, чтобы роль секретарей у командиров выполняли парни, а не девушки? Может, все-таки есть глубокий человеческий смысл в запрете Ихуд (алахический закон, запрещающий оставаться мужчине и женщине наедине в закрытой комнате)? Может быть, нужно создать деловые отношения с четкими границами, для пользы обеих сторон?».
Хаим восхищен этим фактом. Он рад тому, что светская женщина понимает, до какой степени Тора права.
— Что скажешь? – воскликнул Хаим. – Мы победили! Наконец-то даже светская женщина признает нашу правоту!
А что ты про это думаешь?
— Меня это тоже в принципе радует, — с сомнением произнес я, — но только она одна так думает… Было бы здорово, если бы все так думали!
— Хотя, даже тогда: она говорила только про одну заповедь. Если бы речь шла про все заповеди Торы, было бы здорово.
— Кроме этого, ты думаешь, что есть хоть какой-то шанс, что ее идея найдет применение? С трудом в это верится.
Сказать тебе честно, особо радоваться нечему…
— Ну, тебе не угодишь – вздохнул Хаим. — У тебя всегда такие высокие требования? С таким подходом очень тяжело радоваться жизни. Каждый раз, когда происходит что-то хорошее, ты можешь сказать: это все? Это причина радоваться? Я ожидаю от себя и от других гораздо большего…
— Я понимаю, о чем ты, — ответил я. – И я даже согласен с тобой, но с другой стороны – что ты предлагаешь? Упиваться радостью от каждой «мелочи»? Ты не сможешь преуспеть не в одном деле, если у тебя не будет высоких требований.
Хаим задумался. Он посмотрел на меня и медленно произнес:
— Я уже и не помню, когда это было, но именно этот вопрос я задал нашему Рош Ешиве.
— Правда? – обрадовался я. — И что он ответил?
— Он сказал, что обязательно нужно радоваться каждому, пусть даже маленькому достижению – но с одним условием.
— С каким условием? – нетерпеливо спросил я. Мне было очень важно получить ответ.
— С условием, что это достижение — начало процесса. Любой процесс включает в себя большое количество небольших шагов. Как говорится: «Москва не сразу строилась».
Каждый такой шаг должен нас радовать, но только при условии, что он начинает последовательный процесс.
Элементарно, не правда ли?