Поделиться

С кем ты себя ассоциируешь? | Глава Насо

— Слыхал, что было с назиром с юга? — спросил меня Хаим однажды утром.
— Нет, — ответил я. — Я сегодня еще газет не открывал.

Хаим рассмеялся.
— Я имею в виду историю, которую рассказывает Гемара. Знаешь эту историю?
— Нет, — ответил я.
— Ну, тогда вот тебе история:

Сказал Рабби Шимон а-Цадик:
«Никогда не ел я жертвы назира, кроме одного раза.
Однажды пришел назир с юга, и я увидел, что он красив, и волосы его развеваются.
Сказал я ему: “Сын мой, почему ты решил уничтожить такие красивые волосы?”.

Он ответил мне: “Пастухом я был для отца моего в городе моем. Однажды пошел я к источнику, чтобы набрать воды, и увидел свое отражение, и мое дурное побуждение атаковало меня и хотело сжить меня со свету. (Имеется в виду, что этот пастух был очень красив, и сейчас испытал наслаждение этим).

Я сказал ему: “Злодей! Почему ты гордишься миром, который не является твоим? Телом, которое будет съедено червями? Клянусь, что сбрею волосы во имя Небес!”. (Т.е. он поклялся стать назиром, а в конце срока назир бреет волосы).

Я сразу встал и поцеловал его в голову. Я сказал ему: “Сын мой, да умножатся такие как ты, назиры в Израиле!”.

— Хорошая история, — сказал я. — Но я не понял, почему Рабби Шимон а-Цадик восхищался именно этим назиром.

Так можно восхищаться любым назиром — все они перестают пить вино, остерегаются нечистоты и отращивают, а потом сбривают волосы. Всё это непросто!

Или же не восхищаться, но тогда уж ни одним из них. Разве тебе не хватает тех заповедей, которые ты и так должен выполнять? Почему ты чувствуешь необходимость добавить себе ещё запретов?

Но восхищаться именно этим назиром? Что в нем особенного?

На самом-то деле есть даже несколько комментариев, которые объясняют, что особенного было в этом назире.

Один из комментариев ссылается на точные формулировки Гемары. Но прежде чем мы вернемся к ее словам, обратим внимание на интересное явление:

Человек может рассказать о себе, что «у меня было большое желание сказать лошон-хора, но, в конце концов, я победил и не сказал».
Или сказать: «У меня было желание продолжать спать, но в итоге я победил себя и встал вовремя».

Но нам трудно представить человека, который говорит: «У меня было желание не сказать лошон хора, но в конце концов я победил и сказал».
Или скажет: «У меня было желание встать, но в итоге я победил и решил продолжать спать».

Другими словами, вывод печальный:

Человек отождествляет себя с плохим в себе! Желание сказать лошон хора, желание спать …
Человек говорит о зле, заложенном в нем, «в первом лице» (Я).
Но иногда у нас есть силы преодолеть это желание.

Но этот назир с юга говорит по-другому!

Обратим внимание на его точные слова:

“Пастухом я был для отца моего в городе моем. Однажды я пошел к источнику, чтобы набрать воды, и увидел свое отражение, и мое дурное побуждение атаковало меня, и хотело сжить меня со свету. (Имеется в виду, что этот пастух был очень красив и сейчас испытал наслаждение этим).

Я сказал ему: “Злодей! Почему ты гордишься миром, который не является твоим?”.

Он говорит о зле, заложенном в нем, во втором лице (ты)!
Это и вызвало восхищение Рабби Шимона а-Цадика:

Истина заключается в том, что душа, которую вложил Творец мира в нас, чиста! Мы чисты и хороши!

Но Бог также вложил в нас дурную склонность …
И мы можем перепутать… Мы можем подумать, что зло — это «я», а хорошие желания — «ты»!

Но назир с юга научил нас, что верно обратное!

Хорошие желания — это «я»!!! И никто другой!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com