Поделиться

Самый серьезный смех

«Большой друг» еврейского народа Николай Гоголь закончил своего гениального «Ревизора» восклицанием: «Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!».

А не поучиться ли нам у антисемита и задать себе аналогичный вопрос: над чем мы смеёмся в Пурим?

Только давайте, для пущей странности, прибавим пару конкретных деталей. Ведь Пурим – самый странный еврейский праздник, пожалуй, наравне только с Песахом. Зачем нам в него переодеваться и дурачиться – что, иначе невесело? А выпивать? Ну, выходцам из Нерушимого понятно – «на Руси веселие есть питие» — но ведь в еврейской Традиции слово «симха», радость, имеет значение не буйного веселья, а сознательного, осмысленного наслаждения мудростью и самой жизнью!

Первая идея: заимствование. Европейские и латиноамериканские карнавалы, оргии римские и греческие… Однако повеление именно так, необычно и бурно, праздновать спасение нашего народа от древнего геноцида — мы находим в самой Мегилат Эстер: книге из святого Танаха, в которой описаны те драматические события. А персы, мидийцы и вавилоняне, на территории чьих стран разворачивалось действо первого Пурима – в сходных формах общественных гуляний историками уличены не были. Хотя гулять они умели, ни в чём себе не отказывали!

На помощь приходит Талмуд, и в совершенно ином контексте. У одного раввина, не про нас сказано, тяжело заболел сын. Когда он очнулся (из состояния «клинической смерти»), отец спросил его: «Что ты видел?» (в том мире, где побывал). Юноша ответил: «Знаешь, папа, там всё наоборот тому, как у нас!». Воскликнули в один голос отец и другие присутствовавшие мудрецы: «Ты верно видел!».

Глвный принцип Пурима: «наафоху», наоборот. В нормальные дни Тора требует от человека серьёзного, ответственного отношения к жизни в целом, и к каждому своему поступку – так давайте в Пурим: «гуляй, рванина, от рубля и выше!». «Лейцанут» — клоунада, насмешничество и зубоскальство обычно категорически запрещены – за исключением насмешек над идолопоклонством, помогающим человеку прозреть и отказаться от дурного пути. А в Пурим одна из самых известных песенок: «Лейцан катан шели…» — «мой маленький клоун…». Переодевание, определённая доля дурачеств – это способ отойти от обыденного, взглянуть другими глазами на себя и мир.

Знаете, для чего во многих армиях мира человека сперва наголо бреют? Он, доныне лохматый, отныне не узнаёт себя в зеркале! Теперь это психологически другое существо – и намного легче приучить его к новым правилам, например, к готовности пожертвовать жизнью по приказу старшего офицера. Костюм, маска, конечно, самоощущение человека так кардинально не меняют, но… Случайно ли евреи называются «армией Всевышнего» — думаете, дружбаны из «Хисболлы» («Армия Б-га») это себе имечко сами изобрели? Дудки, кишка тонка!

Но солдатики наши всё чаще чувствуют себя в этом мире не на посту, а на побывке. Рубаха навыпуск, пуговицы расстёгнуты, соседская девица под локтём.

Привыкают к повседневным заботам, отвлекаются от занятий возвышенных. Как в притче про царскую дочь, человеческую душу, вышедшую замуж за простолюдина (тело) и постепенно забывшую о королевском дворце. Начинают жить в мире перевёрнутом, где «низшие (политики?) наверху, а высшие (скромные и порядочные, зачастую) внизу». Где текущие приятности и заботы, которые завтра чаще всего дымом развеиваются, выглядят важными и главными. А Б-жье слово, вечная жизнь и прочие не сходу ощутимые «туманности» быстро и легко отходят в область: «сейчас не до этого», «поживем – побачим»…Иначе говоря, где человек живёт второстепенным, главным же при этом подчёркнуто пренебрегая. В лучшем случае оставляя ему, этому «главному», пару-тройкув день часов и ритуалов.

Смех в Пурим невероятно весёлый и невероятно серьёзный. Мы действительно, «по Гоголю», смеёмся над самими собой. Над своей «звериной серьёзностью» к мелочам. Над своей привычкой к перевёрнутой жизни в перевёрнутом мире. Над тем, как «лошадь и повозка» — телесные потребности и социальные роли, командуют в нашей жизни Королевой – самой нашей Б-жественной душой! Разумом, уподобляющим человека самому Всевышнему.

Теперь, как водится, немного каббалы. Наука сия утверждает, что Б-г сотворил мир в «пустой полости», «потеснившись, чтобы мир мог существовать». И что, как известно каждому уважающему себя буддисту, пустота, отсутствие видимых вещей – штука гораздо более энергетическая, чем все вместе наши плотные предметы. Кстати, современная наука, особенно физика молекулярных частиц и астрофизика, уже подобрались к такому видению мира – правда, пока оно не рядышком, а где-то «там, там, за горизонтом». Итак, в жизни нашей всё не только в смысле образном «поставлено с ног на голову».

А вы знаете, почему ребёнок, рождаясь, кричит? Да, конечно, распрямление лёгких, но не только. Одна из причин: сперва ребёнок воспринимает мир «правильно», зрительный образ на сетчатке его глаза покуда ещё не перевёрнут – как у нас, старожилов «земного круга». И лишь несколько позже глаз освоится, начнёт транслировать в мозг перевёрнутый образ, который тот уже обратно — перевенёт для нашего сознания. И лишь тогда ребёнок научится что-то видеть и ощущать в нашем «перевёрнутом мире». Как вы теперь понимаете, Пурим – это некая попытка возврата к естественному, «дородовому», «правильному» состоянию нашего ума и наших чувств. Оттого-то: «вошло вино – вышла (из глубины нашего подсознания) тайна»…

Сделаем ещё шаг. Давно переведена на русский книга рава Акивы Татца «Маска вселенной». Генеральная её идея: материальный мир – маска, скрывающая Творца, но и, с другой стороны, подобно одежде на теле, позволяющая различить прячущиеся под нею формы. Так вот, в событиях того, первого Пурима рука Создателя была совершенно очевидна.Но, и это особенно подчёркивает полное отсутствие святых имён в Мегилат Эстер, все эти несомненные чудеса Творец творил «в маске», через природные и социальные факты. Иначе говоря, надевая маску и маскируя, весело и в меру успешно, наши обыденные манеры, мы в некоторой степени уподобляемся самому Всемогущему!

Но и это ещё что! Утвержают мудрецы, что самый святой день нашего календаря – Йом Кипур,- день разлитого в мире беспредельного Б-жьего милосердия – он только «ке-Пурим», чем-то подобен Пуриму. А святость Пурима вообще ни с чем в этом мире не сравнима! В общем, это всё мистика, дело совершенно непонятное. А, как говаривал мой тренер, международный мастер и человек весьма интеллигентный, «позиция тут запутанная, непонятная, без пол-банки не поймёшь!». А потому: лехаим, веселого и мудрого вам Пурима, евреи!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com