Поделиться

Семья народов…

Итак, праздник Песах прошёл, мы вырвались из рабского плена. Мы — это кто? Большая семья потомков Авраама.

Читая Тору, можно прийти к выводу, что у всего человечества существуют два главных вида объединения: первый создан по принципу семьи/мишпаха, а второй — по принципу народа/гой, ам. До эпохи Ноя и до всемирного потопа главный принцип объединения людей был «семья», а после потопа, точнее, после строительства Вавилонской башни, доминантной стала идея «народов».

Эти два вида объединения по своим главным качествам диаметрально противоположны. Семья стремится к увеличению, внутри неё действуют главным образом центробежные силы. Она всегда расширяется за счёт включения в свой состав «чужих». Это и понятно, кровные браки запрещены под страхом смерти, значит волей-неволей приходится впускать других. Основной принцип существования семьи — поддерживать мир и со своими, и с чужими. В противном случае семья замыкается и начинает деградировать.

В отличие от семьи народ стремится обособиться, иметь свою четко обозначенную неприкосновенную границу и территорию, название которой, как правило, совпадает с названием народа. И чем больше эта территория, тем лучше для народа. К чужим внутри государства относятся настороженно. Когда процент чужих растёт, возникает опасность проявления воинственного национализма и ксенофобии.

Отношения между государствами, как правило, строятся на принципах противостояния. И даже если существуют некоторые договорённости о мирном сосуществовании, война на дипломатическом уровне никогда не прекращается.

Тогда почему Творец рассеял семейства строителей Вавилонской башни и создал народы? Ему зачем-то понадобилось это разделение. Замечу, что зачатки народов были и до начала возведения башни, да и само её строительство вроде бы проследовало замечательную цель — обьединить эти народы. Думаю, окончательное разделение людей на народы произошло потому, что цели строителей башни противоречили замыслу Творца. Ведь сама Башня стала для них воплощением их личных амбиций, при этом роль человека-строителя низводилась до понятия «гайка великой спайки». Из-за упавшего кирпича люди переживали сильнее, чем из-за свалившегося со стропил ближнего.

Сразу после истории рассеяния строителей Башни, Тора вновь возвращается к сюжету о семье. На свет появляется Аврам, который станет прародителем уникальной семьи-народа, евреев.

Сегодня все знают, что евреи — народ избранный.Точнее было бы сказать — созданный. Выбирать можно из того, что существует, а Всевышний не выбирал, а постепенно, шаг за шагом, создавал еврейский народ. Наша история начинается с Авраама, Ицхака и Яакова. А дальшеэстафетная палочка переходит к его двенадцати сыновьям, расплодившимся в Египте, и, наконец, возникает народ у горы Синай. Напомню, что во время Откровения у подножья горы стояли потомки Авраама и примкнувшие к ним люди, которых принято называть «большое смешение/эрэв рав».

У горы Синай возникает уникальное соединение своих и чужих, что превращает семью в народ. И поэтому в Торе появляются два понятия для определения особенности этого народа, БХИРА и СГУЛА. Вот что о них сказано:

БХИРА — «Только к твоим праотцам испытывал Творец любовь и выбрал/ва ивхар их потомков из всех народов»./Дварим 10,15/

СГУЛА — «… будете Мне особенными/сгула из всех народов» /Шмот 19,5/.

Чем отличаются эти два понятия?

СГУЛА — это врождённые качества, передающиеся по наследству. Алаха утверждает, что они передаются только по женской линии, а БХИРА — это благоприобретённые качества, связанные с определённым образом жизни. То есть, если рождённый евреем будет следовать указаниям Творца, то есть исполнять заповеди, он приобретает то, что мы назвали БХИРА.

Итак, СГУЛА связана с «мишпахой/семьёй», а БХИРА — с «народом/гой».

И то, и другое качество евреям необходимы для выполнения непростой задачи, которую возложил на них Всевышний. Откуда мы знаем об этой задаче, и в чём она состоит? Из слов пророков. Вспомним, что сказано у Исайи 56,7: «Потому что Дом Мой, Домом молитвы назовется для всех народов».

Как следует понимать эти слова? Думаю, здесь всё понятно: Иерусалим станет центром духовной жизни для всех народов. У того же Исайи во второй главе говорится о «многих народах», которые поднимутся на «гору Всевышнего, в Дом Б-га Яакова». По существу — это то же самое.

А вот ещё одно интересное высказывание, увековеченное в скульптурной композиции перед зданием ООН в Нью-Йорке: «не поднимет народ на народ меча…». Не значит ли это, что «народы» смогут изменить свойства, присущие им, и, преодолев вражду, устремятся к мирной жизни?! То есть, они приобретут качества «семьи»?

Каким же образом это может произойти? В непростом эволюционном процессе превращения «народов» в «семью народов», роль евреев очевидна. Благодаря своей двойственности «семья-народ», мы всегда будем тем самым катализатором, от которого исходит инициатива перемен. При этом другие народы не станут похожими на нас. У каждого будет свой путь, но конечная цель у всех одна: принять Закон Единого Б-га, а значит изменить отношения друг к другу, почувствовать наше единство, а не одинаковость. Это и приведёт к тому, что народы «перекуют мечи на орала».

Вернёмся к нашей избранности. СГУЛА связана с фактом рождения, то есть, с семьёй. От неё нельзя избавиться. А вот понятие БХИРА относится к народу, к его выделенности, особому предназначению. Чтобы это качество проявилось, каждый из нас должен исполнять заповеди. Отказываясь от исполнения заповедей, мы лишаемся этой выделенности, отдаляемся от своего народа и в конечном итоге — ассимилируемся. Тем самым мы лишаем народы мира возможности стать единой семьёй.

В праздник Песах Всевышний вывел нас на свободу. Как мы ею воспользуемся? Во благо себе и другим? Или…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com