Почему во время сфират ха-омер мы соблюдаем некоторые траурные обычаи? До каких пор мы должны их соблюдать? До каких пор нельзя стричься и бриться и как суметь не слушать музыку?
Мудрецы говорили (трактат Ябамот, 62, 2) «Двенадцать тысяч пар (24 тысячи) учеников были у Рабби Акивы, все они умерли одновременно, потому что неуважительно относились друг к другу. И все они умерли, начиная с праздника Песах и до праздника Шавуот». Поэтому, мы соблюдаем некоторые траурные обычаи на протяжении Сфират Ха-Омер.
Основные траурные обычаи во время Сфират Ха-Омер
- Не праздновать свадьбы;
- Не стричься и не бриться;
- Не слушать музыкальные инструменты;
- Не танцевать.
Траурные обычаи во время отсчёта дней Омера
- Согласно сефардскому обычаю, траурные обычаи дней Омера соблюдаются начиная с Песаха и до следующего дня после праздника Лаг ба-Омер, по мнению Шулхан Арух. Поэтому, во время праздника Лаг ба Омер мы так же соблюдаем траурные обычаи.
В некоторых ашкеназских общинах принято соблюдать траурные обычаи дней Омера, начиная с Песаха и до вечера праздника Шавуот, за исключением праздника Лаг Ба Омер. Существуют различные обычаи, поэтому каждому человеку следует спросить у своих раввинов каких обычаев придерживаться.
- Согласно сефрадскому обычаю, не играют свадьбы начиная с Песаха и до восхода солнца в следующий, после лаг ба-омера день.
- Согласно сефардскому обычаю, не стригутся и не бреются, начиная с вечера перед Песахом и до восхода солнца в следующий после Лаг ба-Омера день (Женщины не должны соблюдать этот запрет, а некоторые считают, что и по мнению ашкеназов женщины не должны соблюдать этот запрет. В любом случае, ашкеназской женщине стоит спросить раввина, как следует себя вести).
- Некоторые не стригутся и не бреются, начиная с вечера Песаха и до вечера Шавуота, и так считали Святой Ари и другие каббалисты.
- Во время отсчёта дней Омера (до следующего после Лаг Ба-Омера дня) нельзя слушать музыку, в которой задействованы музыкальные инструменты (ни вживую, ни через радио)
- Можно слушать музыку с музыкальными инструментами во время праздничных трапез: в честь обрезания (Брит Мила), выкуп первенца, окончания трактата Талмуда и в честь того, что была отмечена Бар Мицва .
- Можно произносить благословение «שהחיינו» (Ше-ихияну — Который сделал так, чтобы мы дожили до этого момента) во время сфират ха-омер, как в будние дни, так и в Шаббат (но некоторые не делают этого).
- Люди, которые наиболее ревностно соблюдают обычаи дней Омера, не надевают новые одежды, с начала месяца Ияр и до следующего после Лаг ба Омера дня. Но и для них, по мере надобности, в Шаббат можно надевать новые одежды.
- Также, в дни празднеств, таких как Бар Мицва или Брит Мила , пидьён ха-бен или во время облачения в новый талит .
- Можно переезжать на новую квартиру во время отсчёта дней Омера и не следует откладывать переезд до Лаг ба-Омера. Человек, переехавший на новую квартиру, может съесть фрукт, который он не ел в этом году, и произнести перед этим благословение ше-ихияну и таким образом включить в него и новую квартиру.
- Существует обычай читать Пиркей Авот (Притчи Отцов) во время сфират ха-омер по субботам, начиная с первого шаббата после начала отсчёта и до праздника Шавуот.
Обычаи Сфират Ха-Омер записаны со слов раввина Шая Амара.
<strong «=»»>Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»