Поделиться

Шаббат | Приведение себя в порядок и уборка дома в знак почтения к субботе

Подобно тому, как к субботе следует приготовить нарядную чистую одежду, человек должен привести в порядок себя, позаботившись о гигиене своего тела. Это тоже часть исполнения заповеди почитания субботы. Поэтому сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 25б), что перед субботой заповедано помыться. Мыться необходимо теплой водой, которая лучше всего очищает тело; если же человек помылся холодной или тепловатой водой, он не исполнил заповедь (см. Шульхан арух, 260, 1). В былые времена, когда воду для мытья нужно было принести из колодца и нагреть на печи, заповедь состояла только в том, чтобы умыться, вымыть руки и ноги и помыть голову, а если человек хотел исполнить заповедь самым великолепным образом (меѓадрин), он мыл теплой водой все тело. В наши же дни, когда в каждом доме есть водопровод и электрический бойлер для нагревания воды, заповедь заключается в том, чтобы вымыть все тело полностью. Если сегодня, собираясь на какое-либо общественное мероприятие, люди, как правило, моются целиком в теплой воде, то тем более следует вымыться самым тщательным образом перед приходом царицы-субботы.

Нельзя мыться вплотную ко времени наступления субботы, иначе человек может нечаянно нарушить субботу, выключив свет или бойлер, и таким образом вместо заповеди он совершит прегрешение.

Если человек нуждается в стрижке, то будет благим делом, если он пострижется в пятницу в честь субботы. Тому, кто имеет обыкновение брить бороду, желательно побриться накануне субботы. Существует также заповедь постричь ногти перед наступлением субботы. Лучше всего побриться и постричь ногти в пятницу после полудня, потому что так будет очевиднее, что человек делает это в честь субботы, но можно сделать это и до полудня. Если же человек знает, что будет слишком занят в пятницу, он может побриться и постричь ногти в четверг (см. Шульхан арух, 260, 1; Арух ѓа-шульхан, 260, 6).

Дом также необходимо подготовить к субботе. Нужно сделать уборку, покрыть стол красивой скатертью и расставить стулья вокруг него. В течение всего субботнего дня, в том числе, и в промежутках между трапезами, необходимо следить за тем, чтобы стол и весь дом были чисты и прибраны (см. Шульхан арух, 262, 1). Нужно также накрыть стол перед субботней трапезой, используя для этого красивую посуду.

Люди часто думают, что святость проявляется только в духовных предметах, таких, как изучение Торы и молитва, тогда как телесные потребности – еда, сон, уход за телом, эстетика – противоречат и препятствуют духовному возвышению, и потому человеку желательно быть аскетом в отношении своего тела, ведь именно в теле заложен корень дурного начала. Но суббота учит нас, что материальность можно освятить. Святость может проявиться и в прекрасных кушаньях, нарядной одежде и красиво убранном доме. Более того, гармония наступает именно тогда, когда святость раскрывается во всех аспектах действительности, как духовных, так и материальных. Поэтому в субботу мы желаем друг другу «субботнего мира» (шабат шалом), ведь в этот день наступает мир между духовностью и материальностью, а благодаря этому – между мужем и женой, и между человеком и его ближним (см. выше, гл. 1, п. 15).

Именно об этом сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 119б): «Два ангела служения сопровождают человека субботним вечером, когда он возвращается из синагоги домой, – один ангел добрый, а другой злой. Если человек приходит домой, а там горят свечи, накрыт стол и застелена постель, добрый ангел говорит: да будет воля Господня, чтобы и на следующую субботу было так же! А злой ангел отвечает амен против своей воли. Если же всего этого нет, то злой ангел говорит: да будет воля Господня, чтобы и на следующую субботу было так же! А добрый ангел отвечает амен против своей воли». В субботу у нас есть возможность раскрыть в мире совершенную святость – как в духовных, так и в материальных аспектах. Поэтому если дом прибран, а стол накрыт, то и злой ангел отвечает амен против своей воли.

Но даже если дом и стол не приготовлены к субботе, а субботние блюда несвежие, все равно нельзя гневаться и ссориться, ведь почитание субботы выражается и в том, чтобы все домочадцы пребывали в мире друг с другом. Об этом сказано (Мишлей, 15:17): «Лучше трапеза из зелени и при ней любовь, чем откормленный бык и при нем ненависть» и (там же, 17:1): «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, [но при нем] раздор». И сказано в Сефер хасидим (863): «Лучше трапеза из зелени» – в субботу; «и при ней любовь» – к жене и всем домашним; «чем откормленный бык и при нем ненависть» – чтобы не говорил человек: «Куплю-ка яств на субботу», но при этом он знает, что будет ссориться с женой или с отцом и матерью, которые живут в его доме… Именно об этом сказано (Йешаяѓу, 58:13): «…и назовешь субботу наслаждением, святой [день] Господень – почитаемым» – пусть почтет субботу тем, что не станет ссориться в этот день».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com