Шаббат: Ветки и цветы, поставленные в вазу - Жемчужины Галахи - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Шаббат: Ветки и цветы, поставленные в вазу

Помочь уроку

Запрет мукце не распространяется на ветки и цветы, сорванные до наступления субботы ради украшения или аромата. Исходя из этого, в субботу разрешается переставлять с места на место вазу с растениями, предназначенными для украшения или аромата. Разрешается также вынимать растения из воды, чтобы полюбоваться ими или насладиться их ароматом, и это не является нарушением запрета жатвы (коцер), поскольку у этих растений нет корней. Разрешается также ставить обратно в воду ветки или стебли, если на них нет цветов или если цветы полностью распустились. Это не является нарушение запрета посева (зореа), так как вода не будет способствовать дальнейшему росту этих веток или цветов, а лишь сохранит их свежесть, чтобы они не завяли.

Но запрещено ставить в воду ветки или стебли, если на них есть бутоны или не полностью распустившиеся цветы, поскольку когда их ставят в воду, это способствует их цветению. Однако разрешается вынимать их из воды, и это не является нарушением запрета жатвы, поскольку в воде они не выпустили корни. Но если человек вынул их из воды, он не может поставить их обратно. Поэтому если в субботу человек получает в подарок букет цветов, часть из которых еще не распустилась полностью, такой букет запрещено ставить в воду, чтобы тем самым не способствовать росту и цветению нераспустившихся цветов. Его следует поставить в вазу без воды [1].

______________

[1]. См. Рама, 336, 11. А по мнению Маѓарикаша, в субботу разрешается ставить в воду даже цветы, поскольку когда они распускаются, это является продолжением уже начавшегося цветения. Однако это мнение не было принято другими авторитетами. А в Шаар ѓа-циюн (336, 48) сказано: если человек так поступил, то есть опасение, что он нарушил запрет Торы.

В Ѓалахе принято мнение, что если в субботу человек вынул ветки из воды, он может поставить их обратно. Однако поздние законоучители расходятся во мнениях, можно ли ставить их в воду в первый раз. По мнению Торат Шломо и Хаей адам, это запрещено, а по мнению гаона рабби Залмана и При мегадим, разрешено, как объясняется в Мишна брура, 336, 54. А в Шаар ѓа-циюн (48) написано, что в этом вопросе можно придерживаться менее строгого толкования закона, так как речь идет о запрете, установленном мудрецами. Но это справедливо при условии, что человек приготовил для этого емкость с водой перед наступлением субботы; а в саму субботу запрещено наливать воду в емкость, чтобы поставить туда ветки, поскольку это делается для того, чтобы получить от них пользу, и это напоминает действие починки в отношении веток, как объясняется в Вавилонском Талмуде, в трактате Сукка, 42а, в отношении лулава. А рав Овадья Йосеф, основываясь на мнении Рашба, разрешает и наполнять емкость водой, поскольку законоучители придерживаются более строгого толкования закона только по отношению к лулаву, который является мукце, тогда как по отношению к другим веткам это разрешено. И в Шульхан арух (321, 11) сказано: «Разрешается поливать сорванные растения, чтобы они не завяли». И представляется, что в этом вопросе можно положиться не мнение тех авторитетов, которые придерживаются менее строгого толкования закона, поскольку речь идет о запрете, установленном мудрецами.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Жемчужины Галахи Помочь уроку

«Жемчужины Ѓалахи» (Пниней Ѓалаха) – всеобъемлющее издание, в котором в простой и доступной форме излагаются законы Ѓалахи, охватывающие все области еврейской жизни.

Автор издания, рав Элиэзер Меламед – раввин поселения Ѓар-Браха в Самарии, где он основал ешивуѓесдер, учащиеся которой совмещают срочную службу в Армии обороны Израиля с изучением Торы. Автор многочисленных книг и статей по Ѓалахе, еврейской философии и истории. Основным предназначением серии книг «Жемчужины Ѓалахи» рав Меламед считает возведение «моста» между Божественными этическими нормами и нашей повседневной деятельностью.