Поделиться

Шавуот (присутствует кирувная лексика)

Праздник Шавуот упоминается в Торе в нескольких местах. Рассмотрим два из них:

1) И отсчитайТЕ себе… шева ШАБАТОТ ТМИМОТ (полных семь суббот)… И принесите Минха Хадаша (новый хлебный дар) (Ваикра 23:15-16) (глава Эмор)

2) Шева ШАВУОТ (семь недель) отсчитаЙ себе… И совершай праздник ШАВУОТ (Дварим 16:9-10) (глава Рээ).

Обратим внимание на различия: В главе Эмор говорится о семи шабатах тмимот, в Рээ речь идёт о семи неделях (шавуот) и не сказано в отношении них тмимот. В главе Эмор написано: отсчитайте — во множественном числе, в Рээ — отсчитай (единственное число). В Рээ говорится непосредственно о празднике Шавуот, в Эмор же речь идёт о «минха хадаша». Попробуем понять, чему нас учат эти различия.

У праздника Шавуот есть две характерные особенности: с одной стороны — это йом тов (один из трёх микраэй кодеш). Его кдуша нимшехет аль едэй Исраэль (поскольку Исраэль либо празднует его, либо нет). И это итарута делитата (пробуждение снизу). С другой стороны, Шавуот — это зман матан Торатэйну (дарование Торы), то есть этарута делеэйла (пробуждение Свыше) (поскольку дарить или нет решают Там). Понятно, что человек из плоти и крови не в состоянии достигнуть этарута делеэйла. Понятие Шабат кодеш относится к итарута делеэйла, т.к. совершенно не зависит от тахтоним (Шабат существует независимо от того, что творится внизу). Сказано: «Замечательный подарок есть у Меня, Шабат имя ему, Я желаю дать его Израилю». Дарование Торы было в Шабат (Шабат, лист 86). Дарование Торы не может быть без категории Шабат, т.к. обе они относятся к итарута делеэйла. Приведённый отрывок из главы Эмор говорит об аспекте Матан Тора, относящемуся к итарута делеэйла, поэтому подготовка к нему связана с шева шабатот тмимот (шабат, как уже было сказано также относится к итарута делеэйла). В главе Рээ говорится об аспекте йом тов, который связан с этарута делетата, поэтому там написано шева шавуот, а не шабатот. Также там не сказано тмимот, так как человек из плоти и крови не в состоянии достичь в своём служении цельности на уровне тмимут (тмимут относится к итарута делеэйла, и поэтому может быть лишь дарована Свыше).

Понятие Минха Хадаша также относится к матан Тора (Кли Якар). Так как каждый день приступая к изучению Торы, нужно смотреть на неё, как на Новую. И каждый день происходит Матан Тора Михудешет. В Рээ не говорится о Матан Тора, поэтому там упомянут хаг Шавуот. Следует отметить, что, поскольку праздник называется Шавуот, а не Шабатот, то значит Тора соотносит его с этарута делетата. В главе Эмор говорится о Матан Тора, поэтому используется обращение во множественном числе: «И отсчитайте». Ведь Матан Тора — это день свадьбы, а для хупы нужны двое. И ещё, ни один человек не в состоянии исполнить все заповеди, заключённые в Торе, но лишь вся община.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com