Сила желания - Журнал "Мир Торы" - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Сила желания

Помочь уроку

Автор: Рав Яаков Доктор, руководитель еврейского центра «Шма, Исраэль», Бейт Шемеш

Пословица «Нет Бейт Мидраша, в котором не было своего хидуша» оказалась справедливой и по отношению ко мне. Как-то мы с учениками разбирали отрывок из трактата Сота, в котором шла речь о разведчиках, посланных Моше по просьбе народа, чтобы изучить Эрец Исраэль. На разведку отправились двенадцать человек, десять из них, вернувшись, наговорили столько вымышленных ужасных подробностей о Святой Земле, что евреи рыдали в страхе и хотели вернуться в недавно покинутый Египет. Одним из следствий тех напрасных слез стало разрушение обоих Храмов именно 9 Ава, то есть в день этого всенародного плача у границ Эрец Исраэль.

Только Йеошуа бин Нун и Калев бен Ефунэ выдержали испытания и не вступили в заговор разведчиков. Первый из них устоял благодаря молитве Моше, который специально молился о нём. А Калев бен Ефунэ выдержал это испытание, как объясняет Талмуд, потому что во время похода отделился от остальных и ушёл в Хеврон в Меарат а-Махпела молиться на могиле Авраама, Ицхака и Якова. Там он просил помощи Свыше, и это его спасло. Всё это хорошо известно из Торы и комментария Раши. Во время обсуждения этой темы на уроке, благодаря Вс-вышнему, у меня появился хороший вопрос и потрясающий ответ на него, которыми я хочу поделиться с вами.

Мы видим, что пребывание в Земле Израиля являлось для разведчиков трудным испытанием, которое они не выдержали. Существуют различные комментарии, по-разному объясняющие, в чём эта трудность состояла. Но после всех этих объяснений, мы наверное никогда всё-таки не сможем по-настоящему «влезть в их шкуру» и понять, что именно далось им так тяжело. Но одно ясно, это было тяжёлое испытание для всех двенадцати разведчиков.

Если так, в чём же собственно претензия к этим десятерым, Калев и Йеошуа сумели устоять благодаря помощи извне, а остальные, её не имеющие, нет? Ответ прост, в отличие от Калева, они помощь Свыше не искали, а потому и не получили. Йеошуа бин Нун, ученик Моше Рабейну находился в особом положении, но Калев ничем не отличался от других, ему было также тяжело, как и другим. Почему только он один ушёл молиться, а другие нет?

Калев знал, в чём состоит воля Вс-вышнего, и искренне желал исполнить её любой ценой, как бы тяжело это не было. Поэтому, чувствуя, что он слаб и может не устоять, ушёл молить помощи Свыше и её получил. Десять других разведчиков, безусловно, знали, что Б-г от них хочет, как правильно, в противном случае, они не заслуживали бы никакого наказания за своё преступление. И если бы до и во время похода была бы возможность их спросить, хотят ли они исполнить волю Творца, они, безусловно, ответили в один голос: «Конечно, да». И этот ответ был бы совершенно искренним, ведь все разведчики были совершенными праведниками, как пишет Раши. Но внутри разведчиков жил и другой голос, говорящий: «Я хочу, мне нравится, я считаю…». Это голос нашего злого, эгоистичного, животного начала. Десять разведчиков, прекрасно понимая, что происходит внутри них, а иначе они не несут никакую ответственность, начали уступать этому своему внутреннему врагу. Теперь, поддавшись ему, вместо того, чтобы искать как, несмотря на всю тяжесть, выполнить заповедь, они, наобо- рот, начали искать повод, как от нее избавиться. Как убедить вначале себя, а затем и других, в том, что исполнить заповедь в данном случае невозможно, это выше человеческих сил, потому что в Эрец Исраэль жить нельзя. Они не пошли, как Калев, в Хеврон, потому что не искали этого. Наоборот, разведчики стремились найти убедительные доказательства того, что исполнить волю Б-га в данном случае невозможно. В этом состоял их выбор, и это стало причиной их падения и гибели.

Подобные вещи происходят и с нами. Бывает, что человек стремится изо всех сил сделать то, что нужно, исполнить заповедь, а бывает и наоборот. На словах человек за Тору и заповеди, но на деле ищет повод, убедительную причину увильнуть, убежать от нее. Всё зависит от силы желания вы- полнить волю Б-га, подчинить свой эгоизм, свой «ецер а-ра» (дурное начало) Вс-вышнему.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Об «аводат а-рацон» – работе на силой стремления к святости – говорит книга «Сфас Эмес». Там задан интересный вопрос. Мидраш рассказывает, что несмотря на все объяснения Вс-вышнего, Моше не понимал до конца, как сделать Менору – Храмовый семисвечник Поэтому Творцу пришлось показать ее в огне, чтобы Моше точно знал, как она выглядит и что нужно делать. Позже, когда строители во главе с Бецалелем строили Мишкан и все его сосуды, Менору им делать не пришлось. Бецалель бросил слиток золота в огонь, и Менора вышла из него целая и готовая к использованию.

– Если так, – спрашивает автор «Сфас Эмес», – зачем было необходимо вообще показывать Менору из огня, если всё равно ни один человек её сам не делал?

Но дело в том, что исполнить волю Вс-вышнего абсолютно и до конца невозможно. Кто может поручиться, что он всё до последних деталей правильно понял и делает самым совершенным образом? Ведь каждая заповедь – это проявление мудрости Б-га, которая неизмеримо глубже и шире понимания человека. При исполнении заповеди от нас требуется сильнейшее желание исполнить волю Творца самым совершенным образом и готовность приложить к этому все силы, использовать все свои возможности. Так еврей выполняет заповедь, а всё, что он недопонял и не доделал, восполняет сам Творец. Вс-вышний показал Моше Менору из огня для того, чтобы он увидел цель: Б-жественную заповедь во всей её величине, красоте и глубине. Это вызвало у него сильнейшее желание приложить все силы, чтобы с максимальным совершенством исполнить эту заповедь. В результате, приложив все усилия со своей стороны, человек получил помощь Свыше, и Менора во всем ее совершенстве выстроилась сама, Б-г Сам восполнил то, что не мог сделать человек.

Мы видим, что во власти человека находится желание исполнить Б-жественную волю. Именно в этом наше служение, и именно этого ждёт от нас Творец.
Как научиться контролировать желания, как усилить своё стремление к святости, силу желания исполнить волю Вс-вышнего, несмотря на все трудности, и, наоборот, как ослабить тягу к запретному и животному, силу бунта против Творца? Это очень сложный вопрос, которому посвящено множество книг.

В рамках данной статьи я могу сказать, что, во-первых, нужно постоянно и серьёзно изучать Тору. Это даёт ясность понимания своей задачи в мире и воспитывает силу воли. Во-вторых, нужно искренне молиться о всех своих духовных проблемах. То, что помогло Калеву, поможет и нам. Кроме этого существуют и другие проверенные опытом способы, которые увеличивают тягу к святости, вызывая желание служить Творцу. Это общение с праведником, совместное пение в Шабат, праздники и участие в заповеданных трапезах, миква, которая очищает внутренне, посещение святых еврейских мест.

Дай Б-г всем нам удостоиться по-настоящему служить Ему и воспитать в себе такое желание выполнить волю Вс-вышнего, которое преодолевало бы все преграды и препятствия!

Источник

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Журнал "Мир Торы" Помочь уроку

«Мир Торы» - это «Бейт Мидраш» (Дом Учения), перенесенный на бумагу. Он предназначен в первую очередь для тех людей, которые хотели бы узнать, что такое еврейская традиция, но в силу разных причин не находятся в настоящем «Бейт Мидраше».
Мы делаем ставку на авторские тексты и переводы важных книг и статей, никогда не публиковавшихся по-русски.

Связь с редакцией:
Гавриэль Фельдман
gavriel.feldman@gmail.com
+972506656154