Символизм четырех растений в Суккот - Рав Хаим Суницкий - на образовательном портале Ваикра.
Рав Хаим Суницкий

Знакомство с религией начал с книг на русском языке и размышлений. В 17 лет начал соблюдать Шаббат, и во время учебы в университете постарался выучить Святой Язык и начать изучать Тору, Мишну, Талмуд и другие классические книги нашей традиции.
Занимается самостоятельно и в хевруте. Также записывает видео для YouTube и проводит уроки через Скайп с постоянными слушателями.

Символизм четырех растений в Суккот

Шалом всем!
В этом видео я хочу дать несколько символических подсказок по отношению к четырем растениям, которые мы поднимаем в Суккот. Многое из этого взято из писаний рава Моше Штарнбуха. Большинство из вас, конечно, слышали мидраш, что четыре растения символизируют разных евреев. Этрог, у которого приятный вкус и запах — такой красивый фрукт, который Тора называет «при эц адар», фрукт прекрасного дерева — это праведник. Лулав, у которого есть плоды — это финики, практически самые сладкие из плодов, которые вообще бывают; из них делают субстанцию, похожую на мед, и Тора обычно называет медом («дваш») как раз именно мед фиников, а не мед, который производят пчелы. Кстати, когда-то встал интересный вопрос. Есть пальмы, которые растут на Канарских островах, и вопрос был в том, годятся ли их ветки для этой мицвы. Многие раввины были против и говорили, что это не то же самое, что обычный лулав — хотя по виду он очень похож, но так как у этих пальм практически нет вкусных плодов — финики на них несладкие и не имеют того вкуса, к которому мы привыкли, то это уже другой вид и, соответственно отсутствует главная характеристика лулава. И поэтому считают некошерным этот канарский лулав.

Во всяком случае, у лулава есть плоды, которые дают вкус, но нет запаха, а у адаса (мирта) наоборот — он имеет очень приятный хороший запах. Кстати, во врема Авдалы берут именно адасим — запах адасим считается особым. Кроме того, как я уже обсуждал в уроках по Сидуру, есть разные брахот на разные виды запахов. В том числе, поскольку мирт — это ветки дерева, то на них в принципе браха была бы «боре эцей бесамим» — «Благословен Вс-вышний, Который дает приятный запах деревьям». Но у многих обычай во время Авдалы, что бы не взял и какой бы конкретно вид запахов не был, в любом случае делать браху «боре миней бесамим», потому что люди плохо разбираются, могут запутаться и так далее, и поэтому для простоты делают общую браху, которая покрывает любой запах — «боре миней бесамим». Это адасим — они отличаются особым запахом, но у них, наоборот, нет никакого вкуса. Иногда кажется, что там бывают какие-то ягодки, но, во всяком случае, никакого хорошего вкуса у них нет. Ну и, соответственно, ивовые ветки — без вкуса и без запаха. И вот, вы наверняка слышали, что эти четыре растения — супротив четырех видв евреев…

Продолжение смотрите в видео!

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Хаим Суницкий

Знакомство с религией начал с книг на русском языке и размышлений. В 17 лет начал соблюдать Шаббат, и во время учебы в университете постарался выучить Святой Язык и начать изучать Тору, Мишну, Талмуд и другие классические книги нашей традиции.
Занимается самостоятельно и в хевруте. Также записывает видео для YouTube и проводит уроки через Скайп с постоянными слушателями.