Поделиться

Слихот

«Я встал утром, чтобы благодарить Тебя, Б-г моей славы!
Стою этим утром, чтобы исповедать Тебе мои грехи.
Пусть в награду за мою службу будут даны мне в награду
Моя душа и мой народ. Вот единственная моя просьба».

(Отрывок из слихот)

«Пробудись, душа моя, пробудись, арфа и кинор, я разбужу зарю»

(Теилим, 57:9).

С 1-го Элула до Йом Кипура мы начинаем читать Слихот. Как сказали наши мудрецы, месяц Элул – месяц милосердия, раскаяния, прощения. И необходимо воспользоваться возможностью сделать «Хешбон Нефеш» и «Тешуву». Эти последние 40 дней каждый год даются нам на подготовку к прощению, которое мы должны просить у Б-га за грехи наши. Это время, когда Он пребывает рядом с нами — как царь, выходящий к народу из своего дворца. Это время, когда каждый из нас может подойти к Б-гу вплотную и попросить у него прощения за грехи.

Наши святые книги часто говорят о трех средствах, благодаря которым возможно смягчить приговор: тшува, тфила, цдака. О всех трех есть намек в тех стихах Торы, в которых зашифровано название месяца элул (оно складывается в оригинале из тех букв, что нами подчеркнуты):

Умаль Гашем Элокеха эт левавха веэт левав зареха («И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое и сердце твоего потомства») — это тшува.

Ани ледоди ведоди ли («Я принадлежу моему возлюбленному, а он мне») — это тфила.

Умишлоах манат иш лереэгу уматанот лаэвьоним («И посылка кушаний каждый — своему другу, и подарков — бедным») — это цдака.

Эти намеки также говорят нам о том, что Элул — это время, когда Небесные врата открыты для проявления милосердия и всепрощения.

В сефардских общинах, согласно кодексу Шулхан Арух, читаем Слихот со второго числа месяца элул и заканчиваем перед Йом Кипур. В ашкеназских общинах, по мнению Рамо, их читают в последнее или предпоследнее воскресенье перед Рош аШана и заканчивают в пост Гедальи. В некоторых восточных общинах молитвы Слихот начинают читать с 15 числа месяца элула. Особые Слихот читаются в Десять дней покаяния (Ямим-нораим), от Рош аШана до Йом Кипура.

Весь месяц посвящается размышлениям о прошедшем годе и стремлению приблизиться к Вс-вышнему, потому что в Рош аШана и Йом Кипур решается вся судьба человека на будущий год, а для этого необходимо себя подготовить и как бы дать отчёт самому себе за прошедший год, попросить прощения у другого, раскаяться перед Вс-вышним за свои поступки и допущенные ошибки.

Весь уходящий год мы занимались тем, что угнетали свои души серьёзными или несерьёзными поступками, смотрели, слушали и говорили непристойное, обижали и обижались, а в месяц Элул у нас есть возможность очиститься и начать новую жизнь без груза своей вины. Каждый человек должен принять решение сам, с какого времени начнёт чтение Слихот. Но даже тот, кто не начал чтение Слихот вовремя, может начать делать это в любой день — как только примет решение. Но только — до Йом Кипура.

Каждый верующий в течение этого месяца должен произвести серьезный анализ того, каким образом в течение уходящего года он выполнял свои обязанности перед Творцом:

  • как изучал Писание
  • молился
  • жертвовал
  • оказывал милость
  • помогал нуждающимся
  • как складывались отношения с другими людьми
  • поискать слабые места и недостатки в своем служении
  • обратить внимание на черты характера
  • посмотреть, исполняется ли Б-жий план для его жизни.

Своими покаянными молитвами мы разрываем то, что отделяет нас от Б-га.

Первая молитва Слихот произносится в ночь с субботы на воскресенье и начинается после полуночи — нет другой такой молитвы, ради которой нужно приходить в синагогу за полночь. В следующие дни, вплоть до Рош aШана, мы читаем Слихот ранним утром, до Шахарита. Идем в синагогу еще в темноте и натощак.Это час милости и благоволения. В это время мы ожидаем появления первого солнечного луча, который можно сравнить с раскрытием в мире Божественного слова. В этот час все люди еще спят, поэтому мир свободен от дурных мыслей и греховных деяний, и молитва вырывается из самой глубины души, проходит сквозь все преграды и принимается благосклонно на Небесах.

В Слихот периодически повторяется фраза, которой Сам Вс-вышний обучил Моше, пройдя перед лицом его: «Г-сподь, Г-сподь, Б-г человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Шмот, 34:6-7).

Произнося Слихот, мы всякий раз обязаны не просто «говорить», а именно «делать», то есть развивать в себе те качества, которые угодны Ему. Мы должны на практике доказать Б-гу и себе, что действительно раскаялись в своих грехах, — совершать б-гоугодные дела, помогать бедным… Именно «делая», а не просто «говоря», мы совершаем подлинное покаяние, удостаиваемся Искупления и прощения от Б-га, потому что «раскаявшийся грешник стоит превыше совершенного праведника». В этом заключается главное значение Слихот.

Мы признаём наши прегрешения, просим за них прощения у Б-га — и тем самым становимся выше, приближаемся к Б-гу. Недаром Слихот читаются в преддверии Рош аШана — до того момента, когда Творец составляет приговор каждому из нас на грядущий год. От искренности нашего покаяния напрямую зависит наша собственная судьба. Во время чтения Слихот необходимо тщательно остерегаться лжи, то есть не произносить чего-либо, что может считаться ложью. Тора указывает, что все зависит от нас самих, ибо «сказал Г-сподь — прощаю тебя по слову твоему» (Бемидбар, 14:20). Даже если в течение года мы совершали не угодное Б-гу, Он дает нам последний шанс накануне вынесения приговора. Если мы произносим Слихот от всего сердца, если мы «делаем, а не только говорим», — Он откроет для нас врата милосердия и внесет наши имена в Книгу жизни.

«Лешана това тикатеву ветихатему!»

Пусть доброе определение о вас будет вписано в Книгу Жизни на будущий год и скреплено печатью.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com