Поделиться

Соблюдение Шаббата за Полярным кругом и не только

Вопрос: Шалом! Я читал, что Субботу можно начинать и заканчивать по любому из 4 вериантов:

1) по местному времени,
2) по Иерусалимскому времени,
3) по времени того места, где человек родился,
4) в условиях полярного дня и ночи можно отсчитывать сутки по часам.

Складывается впечатление, что нет никакого значения, по какому времени еврей празднует Субботу. В таком случае можно ли праздновать Субботу по времени произвольной точки Земли? И если нет, то почему? Спасибо.

Ответ 1 (р. Михаэль Кориц):

Шалом!

Соблюдение Субботы еврейским народом часто называют свидетельским показанием. Еврей, отказываясь от работы в Субботу, как бы утверждает: «Всевышний творил мир 6 дней, а на седьмой отдыхал». Таким образом, начало и конец этого соблюдения впрямую связано со словами Писания: «И был вечер, и было утро…». Суббота начинается с вечера, и в обширной дискуссии в трактате Шаббат мудрецы приходят к выводу, что с захода солнца в пятницу (и даже за несколько минут до этого) мы должны начать соблюдение Субботы , а завершить ее с выходом 3 средних по размеру звезд в Субботу ночью.

Евреи ко времени завершения Талмуда заселяли большую территорию от западного Средиземноморья до Персии на востоке. Понятно, что Суббота начиналось в разное время, в каждой общине в зависимости от захода солнца в ЭТОМ месте. В 17-18 веке евреи все больше живут на севере Восточной Европы, и в раввинской литературе возникают проблемы соблюдения Субботы на севере.[следует отметить, что вопрос об ИСХОДЕ суббот возникает и южнее северного полярного круга, т.к. гарантированным «исходом дня» hалахически считается выход звёзд, что возможно при нахождении солнца на 6-8 градусов ниже горизонта. Однако даже на более южных нежели полярный круг широтах летними ночами солнце перестаёт спускаться так низко за горизонт, что и называется «белыми ночами», т.е. ночами без выхода звёзд = без исхода суббот.

Что касается более северных районов, то тут-то и возникли самые разные решения, о которых Вы пишете в своем письме. Но здесь необходимо подчеркнуть очень важный момент, без которого понимание еврейской культуры ( а может быть и ментальности) невозможно. Многообразие мнений еврейских мудрецов выражает интеллектуальную свободу в стремлении докопаться до истины. В отличие от этого, поведение еврея основывается уже на выводах из этих споров. В наше время немало религиозных евреев живут на севере. На Аляске, например, существует религиозная община. Еврей, который сейчас захочет отмечать Субботу в другое время, чем местная община, мог бы с таким же успехом отмечать ее в среду. В противном случае, действительно, мы пришли бы к той абсурдной картине, которую Вы описываете в своем вопросе. Надеюсь, что мне удалось немного прояснить эту картину.

С уважением.

Ответ 2 (р. Исроэль Баренбаум):

Отвечая на ваш вопрос по существу, следует отметить несколько неточностей, в нём упомянутых:
Во первых не существует среди авторитетов hалахи мнения, что субботу можно начинать и заканчивать ПО ЛЮБОМУ из 4 вариантов, — однако, действительно по этой проблеме было высказано несколько, безусловно спорящих друг с другом, мнений, часть из которых Вы, хоть и очень не точно, приводите.

1) «можно начинать и заканчивать по местному времени», — а когда по МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ наступает следующий день? Принято считать началом нового дня 12 часов РМ, но эта зависимость условна, и не связана, по сути, со счетом времени (часов). Такая искусственная договорённость не может и не считается НИ ПО КАКОМУ ИЗ МНЕНИЙ началом следующего дня по hалахе.

4) «в условиях полярного дня и ночи можно отсчитывать сутки по часам» — это так, но это никак не решает вопрос о начале и конце дней.

3) «по времени того места, где человек родился» — это, видимо, искаженный пересказ мнения Тиферес Исроель, считавшего, что за полярным кругом нет собственных астрономических «показаний» для определения смены дней, и потому применившего здесь общеталмудический принцип «соблюдения обычаев места (города), откуда пришел». Таким образом, путник должен соблюдать субботу по времени того города, где он В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ жил. А посетивший поселение первого второй путник – принять обычай первого.

2) «по Иерусалимскому времени» — Суть такой позиции в том, что, по данному мнению, за полярным кругом вместе с ежесуточными заходами и восходами ПРОПАДАЕТ САМО ПОНЯТИЕ (область применения закона) субботы. Потому соблюдение законов субботы там, по сути, СИМВОЛИЧНО. А наилучшим образом выражения памяти об этой, дорогой каждому еврею, заповеди, это соблюдение её по времени, не менее дорогому сердцам евреев, Иерусалима.

Существует, среди прочих, ещё одно, не упомянутое Вами, но как раз ПРИНЯТОЕ ВСЕМИ в наши дни, мнение: считать во время полярной ночи астрономическую полночь, а во время полярного дня – полдень – временем перемены суток. Однако объяснение данной позиции требует иного формата общения.

С пожеланиями быть «бдительным» изучая законы Торы.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com