Поделиться

Содом и Амора – они все-таки пара

«И Г-сподь дождем обрушил на Содом и на Амору серу и огонь от Г-спода с небес; И ниспроверг эти города и всю равнину, и всех обитателей городов, и растительность земную». (Берешит, 19:24-25)

Самое непонятное в этом отрывке: как при нынешнем уровне спецэффектов и компьютерной графики, еще не снят супер-блокбастер «Содома, мой Амор» с Морганом Фридманом в роли Лота?!

Кроме того, есть и еще несколько вопросов.

В частности, связанных с тем, что Раши, комментируя слова «И ниспроверг эти города», пишет: «Все четыре города были расположены на одной скале, и Он сбросил их сверху вниз, как сказано: «К кремню простер руку Свою…» (Иов 28:9)». Из чего следует, что сказанное выше (в предыдущем стихе) относится не только к Содому и Аморе, но и к еще двум городам. Как сказано прямым текстом в главе Ницавим (29:22): «Сера и соль, пожарище вся земля ее, не засевается и не произрастит ничего, не взойдет на ней никакая трава, как низвержение Содома и Аморы, Адмы и Цевоима, которые ниспроверг Г-сподь в гневе Своем и в ярости Своей». Содом, Амора, Адма и Цевоим – четыре.

Итак, четыре города. Из пяти. Пятый, Цоар, ангелы согласились не уничтожать по просьбе Лота («И сказал ему: «Вот уступаю тебе и в этом: не ниспровергну город, о котором ты говорил.»» Берешит, 19:21). Правда Лот в последний момент слился, так что Цоар оказался спасенным даром. Что, надо полагать, вполне устроило цоарян. В жизни каждого ближневосточного человека рано или поздно, но всегда наступает момент, когда становится не до гордости.

Четыре города были «ниспровернуты». А сожжены («обрушил…серу и огонь, от Г-спода, с небес») только два из них: Содом и Амора. Что за дискриминация?

Рогачевский гаон объясняет это так: Содом и Амора получили (от Небесного и земного (под председательствованием Шема) судов) статус ир-нидахат («град отлученный») (см. ИТ, Санѓедрин, 10:8). А арим-нидахот подлежат сожжению («И сожги огнем город со всей его добычей всецело Г-споду, Б-гу твоему, и будет он руиною вечной, не будет воздвигнут более», Дварим, 13:17). Вот их и сожгли перед ниспровержением. А почему Адма и Цевоим не удостоились звания ир-нидахат? А потому что в мишне (Санѓедрин, 1:1) прямым текстом сказано: не обрекают за один раз три города на судьбу ир-нидахат. Не больше двух в одни руки. Вот Адме и Цевоиму не хватило место в наборе. Пришлось ниспровергать сырыми.

Но это, согласитесь, несколько заумно. И, явно, не в соответствии с прямым смыслом текста Писания. Звание ир-нидахат присуждают не за что попало. А только за зловредное идолопоклонство. А Содому, Аморе и иже с ними инкриминировались, по простому, антисоциальная политика, звериный капитализм и, разумеется, глобализм. Плюс, сексуальная распущенность. А в их идолопоклонничестве ничего особенного, по тем временам, не было.

Далее. Ир-нидахат – это еврейский город. А у нормальных людей никаких арим-нидахот нет. У них десять бед – один ответ: рубля голов. Опять не сходится.

Еще. В тексте Пятикнижия нет упоминания о том, что есть какие-то лимиты числа осуждаемых за раз городов. К тому же, согласно объясняемому в Талмуде, логика ограничения числа приговариваемых городов связана с нежеланием создавать слишком большие участки выжженной земли. Чем в этом плане ниспровержение лучше предварительного сожжения? Все равно на выходе расширение зоны выжженной земли. Вся равнина! Короче говоря, деньги на ветер. Спасибо, конечно, Рогачеверу. Как всегда, очень элегантно. Очень эффектно. Очень познавательно. Но не для широкой публики.

А как бы объяснить эту историю по-простому? Ведь очевидно же, что так оно и по-простому: в связи с преданием огню упоминаются только Содом и Амора. А в связи с ниспровержением – все четыре города («и вся равнина»!). Окей, относительно всех четырех городов мы нуждаемся в пояснении Раши. Но что же этот Раши останавливается на полпути и не объясняет почему (по простому!) с одними так, а с другими эдак? Разве это не напрашивающийся вопрос?

Чтобы понять, почему все там так очевидно, нужно вспомнить, сказанное в самом начале истории о Содоме и Аморе (Берешит, 18:20): «И сказал Г-сподь: «Вопль на Содом и Амору однако великим стал, а их грех однако стал тяжким весьма»». Как мы видим, упоминаются только два города. А о трех остальных мы узнаем только из комментария Раши. Почему только эти два?

Радак, отвечает на этот вопрос совсем уже по простому: потому, что это были самые большие и влиятельные города. А остальные с ними рядом не стояли. Но если дело в этом, то Амора, между нами говоря, тоже рядом с Содомом не стояла. Как следует из того, что Авраам искал праведников только там, и Раши (18:26) прямым текстом объясняет это тем, что «Сдом был стольным городом и наиболее важным из всех, Писание связывает все с ним». Получается, что Амора – лишняя! Но она упомянута. Очевидно, было что-то в поведении именно жителей Содома и Аморы такого, за что им причиталось, в отличие от соседей и товарищей по несчастью ниспровержения, быть предварительно сожженными.

Проблема с этой версией в том, что когда Лот просил ангела не уничтожать Цоар, он напирал на то, что грехи этого города не столь велики (см. Раши к 19:20). Значит грехи остальных городов достаточно велики? И равновелики, раз не утверждается обратное.

Чтобы разобраться, вернемся к истории первого столкновения Авраама с пятью царями. Ему пришлось иметь дело с царем Содома Берой (Раши: «Зол («ра») пред Небом и зол для людей»), с царем Аморы Биршей (Раши: «Ибо он возвысился в силу своей преступности («реша»)»), царем Адмы Шинавом (Раши: «Ненавидящий («соне») своего небесного Отца («ав»)»), царя Цевоима Шемэвером (Раши: «Сделал («сам») себе крыло («эвер»), чтобы взлететь и, оторвавшись (от земли), поднять мятеж против Святого, благословен Он» и царем Цоара, он же Бела (Раши: «Бела – название города, но не имя царя»).

Судя по именам, Шинав и Шемэвер были великими богоборцами, но при этом вполне приличными тиранами, проводившими вполне соответствующую современным им нормам этики политику. Короче говоря, грешили перед Небесами, но не перед людьми. А вот Бера и Бирша, цари Сдома и Аморы – те воевали на два фронта. Дразнили (злили) и Небеса, и людей. (А в Цоре, судя по всему, вообще был царь-праведнник сам по себе, просто на трон попал не на тот.)

Как известно, народ имеет того царя, которого заслуживает иметь. Можно смело предполагать, что разница между Содомом и Аморой с одной стороны и Адмой и Цеваимом с другой заключалась примерно в том же, в чем и разница между Берой и Биршей и Шинавом и Шемэвером. Первые грешили и против Небес и против людей. Вторые – только против Небес.

И главными были как раз грехи против людей. Как сказано пророком Иехезкелем (16:49): «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Содом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была свойственна ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала». И как очевидно следует из истории о том, как они встретили ангелов, пришедших к Лоту.

Теперь становится понятной разница в наказании. А заодно и то, что это настолько очевидно, что Раши не нужно было ничего объяснять после всего, что он уже объяснил выше.

В комментарии к Берешит, 11:9, Раши пишет: «Чей грех тяжче: грех поколения потопа или поколения раскола? Те не посягали на главное, а эти посягнули на главное, чтобы бороться с Ним. Почему же те унесены потопом, а эти не были истреблены из мира? Однако все в поколении потопа были насильниками и враждовали друг с другом, поэтому они истреблены. Эти же относились друг к другу с любовью и по-дружески, как сказано: «Один язык и речи единые». Это учит тебя, что ненавистен раздор и велик мир».

Раши объясняет нам тут, что наказание за преступления против людей гораздо строже наказания за преступление против Небес. Вплоть до того, что за первое Всевышний уничтожил под корень всю цивилизацию, а за второе ограничился введением многоязычия. Почувствуйте разницу.

Характерная (и важная для понимания истории с Содомом и Аморой) особенность потопа в том, что там было два аспекта кары, которые соответствовали двум аспектам прегрешения. Сказано: «Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо наполнилась земля кривдой из-за них, и вот Я истребляю их с земли» (Берешит, 6:13). «Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо наполнилась земля кривдой из-за них» – это наказание за преступления перед Небесами, за «и извратилась земля перед Б-гом» (Раши: «Означает распутство и идолопоклонство»). А «и вот я истребляю их с земли» (Раши: «Вместе с землей. Так что на три пяди вглубь, на глубину пахоты земля была разрушена и размыта») – это за «и наполнилась земля кривдой» (Раши: «грабеж»), за преступления против людей. И это, скорее, даже не наказание, а неизбежное следствие. Вы не хотите существовать, судя по вашему деструктивному поведению? Ну, так не будете существовать. Снесем. На три пяди вглубь земли.

При ниспровержении уничтожаются люди, животные, растения, но земля остается в неприкосновенности. А вот при сожжении урон наносится и земле. Все уничтожается. Напрочь.

Теперь все окончательно становится на свои места. Что было, то и будет. В Содоме и Аморе повторилось то, что уже было при потопе. Содом и Амора, где обижали не только Б-га, но и людей, не только ниспровергли, но и пожгли – как указание на то, что Содом и Амора демонстрировали незаинтересованность в собственном существовании. А в Адме и Цевоим «человек» звучало достаточно гордо, чтобы ничего кроме ниспровержения им не полагалось.

В учении хасидизма объясняется, что Содом и Амора символизируют разобщение (мир Хаоса). Поэтому правило «Мое – мое, а твое – твое» – вдруг называется «мерой Содома»? Казалось бы, что не так? А то не так, что социопатично. И потому подлежит разрушению. Как начальному этапу создания чего-то более суразного. Более направленного на единство противоположностей и т.п. позитивные тенденции. Мир Порядка.

Однако конечная цель – не разрушение, не уничтожение мира Хаоса, но облачение света мира Хаоса в сосуды мира Порядка. Сочетание несочетаемого, характерное для поздних времен Машиаха.

Об этом, похоже, говорит пророк Иехезкель (16:53) «И возвращу Я изгнанников их, изгнанников Содома и дочерей его, и изгнанников Шомрона и дочерей его, и изгнанных, изгнанников твоих, меж ними». Вот оно! Оказывается напрочь снесенный Содом будет отстроен! В те времена, когда придет время постичь преимущество «света мира Хаоса». Преимущество, заключающееся в их безграничности и тотальности. Чистоте и незамутненности.

Говоря совсем простым языком. Свет мира Хаоса – это как аутист: очень мощный интеллект, но абсолютно замкнутый на себя и игнорирующий все вокруг. Но если его способности – да в мирных целях (считать, там, карты в казино или шифры в штабе разведки), то только держись. Вот аутист, которого удалось использовать разведке – это свет Хаоса в сосудах Порядка.

Так вот, погорелые Содом и Амора символизируют свет мира Хаоса. А перевернутые Адма и Цевоим – сосуды мира Порядка. Правда разбитые. Но это же только для того, чтобы все свести воедино. И восстановление «всей равнины» будет символизировать это самое сведение. И наступление определенного этапа эпохи Машиаха. Первый этап которой наступит буквально со дня на день.

Важно помнить: на первом этапе ничего сверхъестественного не ожидается. А вот на последующих – только оно и ожидается. Так что через столько-то лет район Мертвого моря неизбежно превратится в цветущий сад. И прощайте, соли и грязи. Хорошо, что лечить ими к тому времени будет нечего.

(Авторизированное изложение беседы Любавичского Ребе, «Ликутей сихот» т. 30, стр. 70–75.)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com