Поделиться

Совместная трапеза как инструмент влияния на человека

В трактате Хулин (лист 4-Б) описывается случай из Диврей а-Йамим Бэт (18 глава), когда царь Ахав соблазнял или подстрекал царя Иудеи Иеошафата идти с ним воевать против Рамот-Гилада и для этого он устраивает ему пир. И как следует из Талмуда — в нашем мире невозможно никого увлечь какой-то идеей без еды и питья. Даже в том случае, когда говорит Тора: «Если будет уговаривать тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена лона твоего, или друг твой задушевный, тайно говоря: «пойдем и будем служить божествам иным, которых не знал ты и отцы твои…» — речь идёт, что эти уговоры происходят за столом, где подстрекатель угощает свою потенциальную жертву и хочет повлиять на неё.

Эту же идею (что совместная еда и питьё помогают повлиять на человека) мы находим в комментарии рава Валли на книгу Йова, на слова: «И сходились (обыкновенно) сыновья его и устраивали пир, каждый в доме своем, в день свой, и посылали и звали трех сестер своих есть и пить с ними». Такое совместное времяпровождение есть ни что иное, как объединение ради влияния друг на друга. При этом еда — это Хесед, а напитки (крепкие) — это Гвура, т.е. совместная трапеза подвергает человека влиянию со стороны хозяина с обоих сторон, в обоих качествах.
Поэтому, очень важно трапезничать с достойными людьми.

В завершение этого небольшого поста хочу привести из трактата Хулин эту цитату:
לאו אורחיה דמלכא משתיא בלא מיכלא
Нет обычая у царя выпивать без еды.

Я писал почти год назад, что выпивка без закуски по мнению ряда источников — это запрет Торы (Игра дэ-бей аилулей (лист 28-А), Абир а-роим (сим. 339), Миhаг Исраэль Тора (стр. 110). И сейчас я делаю вывод, что перечисленные источники возводят всякого соблюдающего Тору еврея на уровень царя.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com