Давайте вместе разберем все проблемы, которые могут возникнуть при приготовлении чая в Шаббат и постараемся прийти к неким практическим выводам по этому вопросу.
Человек, который захочет сделать чай в Шаббат, может столкнуться с тремя различными проблемами:
1) варка (бишуль);
2) отделение хорошего от плохого (борер);
3) покраска (цвия).
Разберем их по порядку.
1. Перед тем, как обратиться к проблеме варки чая в Шаббат, необходимо раъяснить аспекты самого запрета бишуль.
Запрет Торы нарушается, только если еда приготовлена на огне или в посуде, которая находится на источнике тепла. Такая посуда называется кли ришон («первый сосуд»). Если еду переместили в другую посуду, которая не находится на источнике тепла, такая посуда называется кли шейни («второй сосуд»). В кли шейни процесс варки в Шаббат не происходит — запрет не нарушается.
Однако, есть некоторые исключения, выведенные нашими мудрецами: любую еду быстрого приготовления, которая называется калэй бишуль, не разрешено варить и во втором сосуде. Попадает ли чай в категорию калэй бишуль? Это спорный вопрос.
Есть 3 мнения по поводу того, какая еда относится к категории калэй бишуль:
- любая мягкая еда с тонкой текстурой;
- любая еда, которая названа калэй бишуль в Талмуде;
- любая еда, кроме той, о которой в Талмуде сказано, что она не является калэй бишуль.
Если чай — калэй бишуль, то его нельзя заваривать в кли шейни (втором сосуде), т.е. чашке, в которую налили воду из чайника. Однако, отсюда возникает еще один момент: если калэй битуль нельзя варить во втором сосуде, значит ли это, что такую еду нельзя варить в Шаббат вообще или все же можно, перелив ее в кли шлиши (третий сосуд)? Это спорный вопрос.
По мнению р. Моше Фарнштейна, можно использовать для варки Согласно Мишне Бруре и другим мнениям, это запрещено. Выход из положения — делать заварку заранее, до Шаббата.
2. Запрет борер. По некоторым мнениям, ксли достать пакетик чая из чашки, это приравнивается к запрету борер. По другим, в этом нет никакой проблемы. Однако, в любом случае, если достать пакетик вместе с небольшим количеством жидкости (чая) — такой напиток остается разрешенным.
3) Цвия (покраска) — эта проблема может возникнуть, если учитывать, что заварка красит воду. На первый взгляд, поводов для разногласий здесь нет; в Шульхан Арух постановлено, что в еде не существует запрета покраски. Однако, как считают некоторые раввины, запрет покраски имеет место и в данном случае.
Как поступать в каждой ситуации, вам следует спросить у вашего раввина. Потому что приготовление чая в Шаббат — это спорный вопрос…