Поделиться

Старец на развилке

Первая фраза нашей недельной главы — «Смотри, я передаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

В книге Даат Зкеним (ее текст составлен Учителями эпохи Тосафот — Франция, Германия, 12-13 вв.) дается к этой фразе метафорический комментарий.

Представьте себе развилку двух дорог. Одна, сколько может охватить взгляд — гладкая, ровная, так и хочется пойти по ней. Другая — вся в колдобинах и рытвинах, сплошь заросшая колючим кустарником, явно для любителей экстрима и преодоления трудностей.

На этой развилке сидит старец. Он предупреждает каждого подошедшего к развилке — чтобы не шел по гладкой дороге. Она гладкая только в начале, — объясняет старик. — Дальше придется продираться сквозь репей и чертополох, лезть по болоту и преодолевать завалы. А эта дорога, которая кажется трудной — трудная только поначалу. Там, за поворотом, она очищена от всех препятствий и прекрасно вымощена. Так что, идти по ней — сплошное удовольствие, ноги сами тебя несут.

О чем здесь идет речь?

Человек, потворствующий влечениям своего сердца и руководствующийся в жизни личной выгодой — легко и успешно шагает по дорогам нашего мира. Он топчет себе в угоду чужие судьбы, плюет на мораль, никому не помогает, но охотно пользуется чужой помощью. Не сдерживаемый никакими ограничениями, никакими принципами, он без особого труда добивается всего, что ему хочется. Только этот легкий отрезок пути быстро заканчивается. Дальше его ждет геином (в условном переводе — «ад»). И там ему уготованы колючки и болота, бесконечные топи.

Тот же, кто не испугался препятствий и выбрал трудную дорогу, дорогу Торы и заповедей — в конце концов, приобретет Будущий мир, прямой и ухоженный, идти по которому, сплошная радость.

Возникает вопрос: почему Тора использовала слово «смотри»? Разве можно увидеть благословение и проклятие? Да и в приведенной выше притче, то главное, что нужно разглядеть и увидеть, как раз — скрыто от глаз.

Может, нужно было написать — «слушай»?

Тора взывает к разуму человека, к его мудрости.

Сказано в Талмуде (трактат Тамид, лист 32), что мудрый видит, к чему приведет тот или иной поступок, тот или иной выбор, куда заведет выбранный им путь.

Написано в Танахе: «Глаза мудреца — в его голове» (Коэлет, гл. 2, ст. 14). То есть — мудрец управляет своими глазами, а не они увлекают его за собой. Глаза, полностью подчиненные разуму — признак мудрости. Поэтому в Торе и написано: «Смотри».

Дорога Торы поначалу может показаться слишком трудной. Тут главное — понять, что «злые колючки» будут мешать тебе лишь на первом этапе. Там, за поворотом — удастся разогнаться, и не будет никаких помех.

И еще. Ни в коем случае нельзя останавливаться, нельзя ни минуты прожить без Торы. Если остановишься, пусть лишь для того, чтобы решить какую-то проблему — и тут же возникнет новая, а за ней — другая. И вот уже затянуло в болото повседневной рутины, из которого трудно выбраться.

Вспомним веселый праздник Симхат Тора, когда завершают годовой цикл чтения Торы. Два самых почетных вызова к Торе — это хатан Тора (тот, кто завершает чтение Торы, дословно «суженный Торы») и хатан Берешит (тот, кто начинает чтение книги Берешит).

Когда вызывают хатана Торы, говорят: «Взойдет».

Почему быстро? Куда мы спешим?

Дело в том, что вместе с хатаном Тора — все мы завершаем цикл прочтения Торы, и наступает мгновение без учебы, без ее изучения. Поэтому мы действительно торопимся. Даже на мгновение мы не хотим остаться без изучения Торы.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com