Поделиться

“Стыд не дым, глаз не выест”? Зарисовка — Глава Бегар

Текст Торы многогранен. Зачастую в практический закон входят все “грани” одновременно. Хотите убедиться? Возьмём пасук, актуальный в любом человеческом общежитии.

И не обижайте друг друга. Бойся Б-га твоего, ведь Я Г-сподь, Б-г ваш”.

Корректен также перевод: “не обманывайте друг друга”, “не пытайтесь получить выгоду за счёт другого”.

Согласно комментарию Сифра, на который обычно опирается Раши, речь здесь о запрете словестной обиды. Нельзя называть другого обидным прозвищем. Тому, кто был грешником, а ныне живёт достойно, запрещено напоминать о прошлом. Прозелиту – говорить: “вспомни о делах своих родителей!”. Неприлично, не имея денег или намерения сделать покупку, приставать к продавцу с вопросами о цене и качестве вещи. Нельзя давать человеку совет, заботясь не о его, а о собственной выгоде. Мудрецы приводят пример, как один из торговцев подсказал другому продать товар, надеясь, что в будущем цена того, что осталось у советчика, вырастет – ведь он теперь монополист! И вообще запрещено давать необдуманный, бесполезный или невыполнимый совет.

Комментаторы дотошно рассматривают один не вполне очевидный случай. Книга Йова повествует, что утешить измученного пророка пришли друзья и они пытались обратить его внимание на возможные ошибки в прошлом. С самой благою целью! “Вспомни, Б-г справедлив и зря не накажет. Определи проблему, раскайся – и будешь прощён и помилован!”. А дальше мы узнаём, что “разгорелся гнев Б-жий на них” и лишь молитва Йова спасла друзей от наказания. В чём же дело? Страдающий угнетён и чувствителен, сейчас не время говорить о, в общем-то, правильных вещах… Из речей визитёров мы учим огромное количество законов и получаем точную картину мирового устройства. Они во всём правы. Но – не обижайте друг друга! Помните, что Я – Б-г каждого в равной степени и станьте друг к другу бережней.

Легко сказать… Объяснение рабейну Бехайя нам несколько поможет. “Сказали учителя наши, что все ворота молитвы (после разрушения Храма) заперты, кроме ворот обиды (их ещё называют “воротами слёз”). Ведь обиженный или обманутый сильно страдает, сознание его замутняется от боли, дух сокрушён, и если он воззопит к небесам, будет молитва принята”. То есть — опасайтесь обмануть и обидеть человека, привести его к страданию — ибо за него отомстит Всевышний! Это одна из причин, почему пасук завершает: “Бойся Б-га…

Другая грань – если ты обогатишься или возвысишся, сталкивая другого вниз, то Всевышний найдёт способ забрать лишнее. Конечно, бывают времена, когда, по выражению Талмуда, “час играет для злодеев”. Но не волнуйся, план Творца безупречен, этот час пройдёт…

Ещё – по объяснению Раши, всегда, когда Тора передаёт что-либо в веденье сердца человека, она объявляет: “Бойся Б-га!” Люди не видят, земной суд наказать не вправе. Ведь ты всегда можешь заявить, что действовал с добрыми намерениями! Но есть неподкупный Судья, который прозревает “сокрытое в комнатах твоего сердца”. А у Него довольно слуг, пряников и кнутов…

Бааль а-турим приводит любопытную гематрию: последние буквы слов “не обижайте друг друга” составляют слово “штут”, “шестая часть”. При нечестном завышении цены товара на одну шестую и больше покупатель имеет право требовать расторжения сделки. До – нет, ведь возможны просто рыночные колебания цен. Кстати, в современном иврите слово “штут” – синоним чепухи (“браток, какая мелочь!”). Этим намёком Тора приравнивает оскорбление к жульничеству,- подразумевая в одной фразе и то, и другое. Но унижение словом тяжелей: оно коснулось не имущества, а самого человека, и исправить ущерб зачастую сложно – деньги же взял и отдал.

А раби Буним из Пшиско, известный своей бескомпромисной искренностью и отточенными афоризмами, заостряет ещё одну грань закона. Ты не можешь обманывать и путать других – тем более самого себя! Тора требует, чтобы ты точно оценивал свой потенциал и нынешний уровень, чурался о себе иллюзий. Всё равно – прекраснодушных или депрессивных.

Один исследователь выводит из сравнения пасуков, что ими запрещено надувать даже прохиндея (о честном человеке говорилось прежде). И, хотя порой разрешается украсть у вора украденое (если,конечно, нет иного способа вернуть пропажу), будь очень осторожен: “бойся Б-га”, который – Б-г обоих!

А что делать, получив по одной щеке? Подставить следующую? Тем более, “оскорбляющий другого фактически унижает самого себя”!? Тут мы увидим разницу между христианской “религией добрых пожеланий” и точным балансом Торы. Да, есть люди особой праведности, “которых позорят, а они не отвечают ”, и “льётся свет (духовный) их – как от Солнца в полдень”. Но не требуют от человека уподобиться безответному камню! Если его обвиняют и оскорбляют, он может возразить, при нужде даже резко. Особенно, если этим пресечёт конфликт. Ведь молчание обычно сочтут за согласие с обвинениями. И — разрешено позорить того, кто своими действиями открыто позорит сам себя. Например, хамя людям или богохульствуя. Но – “бойся Б-га”! Не выдавай свою распущенность за правдоискательство! Помни, что наша жизнь – на точнейших весах.

И обратите внимание: всё, о чем мы говорили – не только добрые пожелания, но конкретные практические законы. Все описанные грани сразу.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com