Поделиться

​Субботний стол. Практическое руководство по организации субботней трапезы вместе с детьми | Часть 12

56. Важность субботних блюд

С субботними блюдами связаны самые разные обычаи. В разных общинах и группах есть свои кушанья, которые считаются совершенно необходимыми на шаббос.

О шаббатних кушаньях написано очень много: основа и корень связанных с ними традиций уходит глубоко в историю. Как правило, это – блюда, которые ставили на свой стол праведники, и поэтому они символизируют возвышенные идеи, в которые эти праведники были погружены.

А раз так, нужно непременно положить себе в тарелку хоть немного этого кушанья и хотя бы отведать его. Самое главное – не нарушать обычая.

Если семья следит за тем, чтобы на шаббос непременно было то или иное блюдо, она получает особую помощь Свыше.

У одного человека в семье было принято готовить на шаббос несколько блюд из баклажанов. Эту заповедь семья услышала от имени великих праведников, на которых покоится мир. Возможно, дело в том, что его название на иврите связано с понятием «яблоневое поле» — а это тайна, известная только знатокам Каббалы.

И вот, в одну из пятниц, когда они были на юге Израиля, его супруга сказала ему, что так и не смогла достать баклажанов. «Пожалуйста, добудь баклажанов!».

Этот человек был совершенно растерян – где же он в этакой дыре, в пустыне, добудет баклажанов?

И он стал молиться. Прочел Теилим «Подниму глаза к горам…» и сказал: «Властелин мира! Пожалуйста, пришли мне баклажанов в честь святого шаббоса!». И в этот момент мимо него стремительно промчался грузовик, из которого выпали… и покатились по шоссе… два баклажана, подкатившиеся к его ногам… (Услышано от того, с кем это произошло).

57. Шаббос после полудня

И вот, закончена дневная шаббатняя трапеза, и родители, да воссияет их свет, готовятся к исполнению следующей заповеди шаббоса: «Сон в шаббос – наслаждение». Иногда они исполняют эту заповедь со всем тщанием, по самому строгому варианту… А летом в шаббос времени до вечера особенно много. «И ты будешь спать, и сон твой будет сладок»…

Но давайте-ка на минутку задумаемся: а что же будут делать дети в эти долгие часы?

Шаббос – самый подходящий для духовного развития день. Однако горький опыт учит нас, что если за детьми не следить, то это – самый подходящий день для духовного падения…

В нашем распоряжении много однозначных и болезненных примеров того, как духовное падение детей и подростков началось именно в шаббос.

В шаббос есть несколько моментов, особенно важных и особенно чувствительных к тому, как организована жизнь. Один из наиболее критических моментов – это время Минхи в шаббос. Это время – «время благоволения», время ухода Мойше, Йойсефа и Довида. С одной стороны, это время особенно хорошо для духовного подъема. Однажды об этом высказался раби из Коцка. По его словам, выражение из Овойс: «Лучше один час в раскаянии и добрых делах в этом мире, чем вся жизнь Будущего мира», — относится именно к этому часу шаббоса. Но, с другой стороны, если за детьми в это время не присматривать, они могут подвергнуться серьезным опасностям, материальным и духовным.

Давайте я расскажу вам несколько историй, которые произошли на самом деле, с людьми, которых мы знаем.

В шаббос днем дети вышли на улицу, встретили друзей и начали играть. Но время шло, и игра казалась им всё более скучной и бессмысленной. Тогда они решили поискать что-нибудь поинтереснее. Они отправились в путешествие, вышли в поле, стали искать что-нибудь привлекательное и занимательное и… нашли.

Я прошу вас: держитесь крепче за стул, на котором сидите, чтобы не рухнуть с него, когда вы узнаете, что это была за «находка». Они нашли «упавший плод граната». Только не фрукт, а настоящую гранату, у которой была выдернута чека, но которая почему-то не взорвалась. Дети подняли эту гранату, потому что она, естественно, заинтересовала их. Как раби Меир, который в своё время тоже «нашел гранат, внутренность съел, а кожуру выбросил». И они решили… что она станет для них прекрасным мячиком. И они таки играли в этот мячик, пока… пока… пока там не прошел человек, который узнал эту «игрушку» и чуть в обморок не упал от того, что увидел. Так или иначе, посреди шаббоса вызвали сапера, который и разобрался с этой прекрасной игрушкой. А в Минху в шаббос пятеро отцов вместе со своими детьми произнесли Благословение на избавление от опасности…

А теперь – другая история:

Однажды в шаббос днем к нам пришла одна из подруг дочки, чтобы поиграть с ней.

«Только тихие и спокойные игры», — попросили / потребовали мы от них, поскольку знали и в теории, и по опыту, что в это время часто случаются несчастья и может произойти что-нибудь по-настоящему опасное.

«Да, конечно-конечно! — радостно пообещали девочки. – Только тихие и спокойные!».

Скажу вкратце, что «тихие» игры со временем превратились в салочки и всяческую беготню, которая закончилась очень и очень плохо.

Две девочки подбежали, с разных сторон, к открытой стеклянной двери. И обе они, с разбегу, врезались в неё. Результат: глубокие порезы на руках и необходимость зашивать их в день шаббоса. Врач сказал: «Имейте в виду, что «великое чудо совершилось здесь»: порез прошел всего на считанные миллиметры в стороне от главной артерии».

В эти часы, если не следить за детьми, есть и другие опасности, и понимающему достаточно.

Послеполуденные часы в шаббос требуют присмотра!!! Когда дети маленькие, они ещё не могут занять себя сами (и, кстати, вообще не дадут родителям поспать).

Я помню, как у нас дома мы установили дежурство: час отдыхает моя супруга, а я занимаюсь детьми. Потом мы меняемся: она сидит с детьми, а я отхожу ко сну. Так мы делали несколько лет.

После этого, когда дети немного подросли и старшие могли уже присмотреть за младшими, мы полагались на них. Но мы поставили условие: никто не выходит играть на улицу. Даже на балкон (это может помешать соседям, которые в это время отдыхают). Не ходят к друзьям (чтобы не мешать их семьям) и не приводят друзей к нам (чтобы «Трактат о Празднестве» не стал слишком длинным).

Можно занять их чтением. Нужно заранее позаботиться о том, чтобы в доме были хорошие и интересные книги для детей и подростков, причем в достаточном количестве.

У нас принято на каждый праздник покупать много книг для чтения, хороших и новых. Теперь для детей день шаббоса – это не «сидеть дома», а «хорошо и интересно провести время». «Раби Элиэзер говорит: Прославляю я ленящихся в праздник», — которые никуда не ходят, а остаются дома. Ну и, естественно, в Суккойс все проводят время в Сукке. А ещё они могут поиграть в игры, которые мы отобрали заранее специально для этого времени. Это должны быть игры, разрешенные в шаббос, с которыми нет алохических проблем. Например, в них не должно быть частей, которые вставляются друг в друга с усилием, и т.д. (об этом можно прочесть в Шмирас Шаббос ке-Илхосо, глава 16 (существует по-русски в моём переводе — прим. пер.)).

А еще мы приготовим особое легкое угощение, специально на эти часы. И если мы всё это сделаем, время, как правило, будет проходить спокойно.

58. Совершенный отдых

Теперь перейдем к очень деликатной проблеме, где придется много думать и взвешивать.

В молитве Минхо в шаббос мы говорим: «День отдыха и святости Своему народу дал Ты». В шаббос святость и отдых работают вместе. Вс-вышний дал евреям шаббос для того, чтобы они поднимались в святости, и для того, чтобы они отдыхали. «И отдыхал в седьмой день – Вс-вышний как будто сказал Сам про Себя, что Он отдыхал, чтобы мы сделали отсюда вывод о человеке, который работает физически и трудится, и поняли, что он тоже должен отдыхать в шаббос» (Раши, Шмойс, 20).

Нужно следить за тем, чтобы этот отдых не вступал в противоречие с требованием святости дня. Это должен быть «совершенный отдых, угодный Тебе».

Что имеется в виду? Человек, когда отдыхает, по природе своей склонен менять всю структуру поведения. На нем как будто появляется табличка: «Здесь отдыхают!». Он отпускает себя, расслабляется и создает вокруг себя «атмосферу отдыха». Он устраивается в кресле. Берет газету и начинает читать её, чтобы «расслабить мозги и прочистить голову». А газеты выпускают на шаббос множество дополнений, которые кучами громоздятся на столе и на диване…

Давайте на секунду честно задумаемся и спросим себя: неужели имелся в виду именно такой отдых? Неужели именно этим мы должны наполнить свои мозги и свой шаббос? Неужели нам действительно обязательно нужно знать, что сказал на этой неделе политик такой-то, как отреагировал на это политик сякой-то из оппозиционной партии, и что думает обо всём этом комментатор, мудрейший из людей?

Как правило, всё это сильно раздуто в объеме и полно преувеличений – из каждой мухи газетчики делают слона. Из небольшой проблемы – катастрофу. Из слуха – достоверные сведения. Из подозрения – общественную тревогу. Если на дворе теплеет – «уже пятьдесят лет не было такой жары», а если холодает – «шестьдесят лет не было такого холода». Если дует сильный ветер – «необходимо положить в сумки детей, отправляющихся в школу, тяжелый камень, чтобы буря не унесла их». Полил дождик – «запаситесь пищей на случай потопа». Цена на какой-то товар слегка повысилась – «разразился экономический кризис», «рост цен с ожидаемыми тяжелыми последствиями», — и ещё множество подобных бессмысленных глупостей.

Тот, кому действительно необходимо быть в курсе событий, пусть позаботится об этом в будние дни. Зачем же делать это в шаббос?! Плюс к тому, есть множество вещей, о которых вообще совершенно запрещено читать в шаббос, в частности, реклама товаров и всяческих распродаж. Эти газеты запрещено даже перемещать, потому что они мукце (Шульхан Орух Ойрах Хаим, 307:17-18, и в Мишно Бруро).

Неужели мы хотим, чтобы такими – погруженными с головой в газету – увидели нас наши дети, с которыми мы всю неделю почти не встречались, поскольку они до позднего вечера заняты учебой, а мы заняты… (а еще мы заняты тем, что постоянно читаем им мораль: «Самое главное – это учиться! Старайся больше! Когда ты хочешь, ты можешь!»).

И завершающий штрих. Истинную ценность всех этих газет мы определяем сами, когда вечером после исхода шаббоса, ну, или, самое позднее, в воскресенье утром, мы заталкиваем их в огромный пакет вместе со всем остальным мусором и относим в подобающее им место: мусорный бак на улице. А кого, кстати, мы пошлём это сделать? Ребенка, естественно.

«Цвика, вынеси мусор в бак! Но смотри, чтобы ничего не выпало на лестнице!». Этим определяется сам образ нашего дома: живём ли мы в серьезной семье, основанной на вечных ценностях, или она, Б-же упаси, пуста внутри.

В сочинениях каббалистов сказано, что «хилуль шаббос», — это выражение, происходящее от слова «хололь», пустота. Это происходит, когда в середине шаббоса остается дыра в том месте, где должна была быть святость. Это отгоняет и отдаляет Шехину и умерщвляет душу, делая ее «хололь», трупом…

Как замечательно почитать в шаббос различные комментарии на недельный раздел! Те, которые восстанавливают простой смысл, и те, которые строят иносказательные понимания…

Как сладко изучить в шаббос недельный раздел с Раши, Рамбаном, Ойр а-Хаимом, рабейну Бехайей…

Один будет изучать Сэйфер а-Хинух, углубившись немного в комментарий Минхас Хинух или Нецива. Другой листает «Мей-Ам Лоэйз». Этот погружен в Мальбима, тот – в «Меойр ва-Шемеш». Некоторых увлечет комментарий рав Ш.Р.Гирша, а кто-то отдаст предпочтение Бейс а-Лейви и Мейшех Хохмо. А какие скрытые сокровищницы распахнутся перед тем, кто откроет Мидраш Раббо или Танхумо! Как значителен будет такой шаббос, сколько в нем будет смысла и красоты! Вот это – настоящие новости, обновляющие душу!

Жизнь и… поместил Я перед тобой, и выбери жизнь…

59. Теилим и занятия с детьми

Очень важно читать Теилим в шаббос. Во многих общинах этому придается большое значение, и есть даже связанная с этим история.

Я расскажу её здесь вкратце, чтобы все могли извлечь из неё урок.

У раби Мордехая из Чернобыля благословенной памяти был друг – «хевруса». Они обычно вместе учились. Случилось так, что этот друг смертельно заболел. Когда ему подошло уже время умереть, не про нас будь сказано, раби Мордехай обратился к нему с необычной просьбой: «Поскольку мы друзья, пообещай мне, что после смерти ты придешь ко мне во сне и расскажешь, что с тобой произошло…». И его друг пообещал так и сделать.

Прошло немного времени, и этот человек умер, ушел в вечный мир. Несколько недель спустя он явился раби Мордехаю во сне и сказал: «О том, что здесь происходит, я не имею права рассказывать. Но две вещи я могу тебе сказать. Самый отвратительный и презренный здесь – этот тот, кто пришел сюда с украденными деньгами, с деньгами, попавшими к нему нечестным путем. А самые лучшие здесь – это те, кто читал всю книгу Теилим в шаббос». Он закончил говорить и исчез. И этот рассказ чернобыльские хасиды передают по традиции.

Мы устраиваем у себя дома чтение Теилим для семьи. Но если дети хотят пойти на Теилим, организованные в другом месте, мы им разрешаем, при условии, что сразу после этого они вернутся домой. А есть ещё организация «Батья» для девочек: там работают вожатые-добровольцы, которые занимают девочек, и это хорошо и прекрасно. Давайте поблагодарим того, кто это предложил – рава Гиллеля Либермана благословенной памяти, тех, кто организует это и кто реально там работает.

И здесь тоже нужно настаивать, чтобы девочки сразу после этого возвращались домой.

В летние шаббосы в синагогах устраивают учебу отцов с детьми, «Овойс у-Воним». Это важный обычай, который укрепляет связь отца с сыновьями. (При одном условии: учиться с ними нужно спокойно и дружелюбно, не пугая и не одергивая их).

Во время шаббоса есть еще два деликатных момента, которые я хочу упомянуть. Первый из них – это ночь шаббоса.

60. Не спать на посту!

Ночь шаббоса, полночь. Я сижу дома, а с улицы доносятся голоса. Идет громкая беседа. Беседа между группой юношей, шатающихся по улице, и группой девушек, тоже гуляющих. Те бросают несколько слов, эти, смеясь, подхватывают, и беседа развивается в очень неприятном направлении, и слышать её никакого удовольствия не доставляет. И всё это – насмешливо и легкомысленно.

Я хочу подчеркнуть: место, о котором идет речь, — это совершенно харедимное место, и эти девушки происходят из прекрасных семей. Юноши – вот те из другого квартала, они случайно проходили здесь, случайно встретились с девушками и решили немного посмеяться вместе.

Моя супруга, которой тоже пришлось вместе со мной слушать эту беседу, узнала нескольких девушек: эта – из такой-то семьи, а эта – из такой-то; замечательные семьи!

Сейчас самое время задать вопрос родителям: «Где же ваша бдительность?! С каких это пор девушки глубокой ночью бродят по улицам где попало?!».

Отец, да продлятся его дни, сидит в Бейс-Мидраше, погруженный в учебу. А второй отец восседает на праздничной трапезе «шевес ахим» в хасидском Бейс-Мидраше. Там они все вместе с большим чувством поют шаббатние песни. Третий взошел на ложе в ранний час, чтобы завтра встать рано. Сейчас он занят «изучением снов» — девятая глава трактата Брохойс.

Господа, а как же ваши дочери?

Когда я читал лекцию в одном городе на Юге, я изложил родителям всё это. Мне думалось, что, может быть, я немного преувеличиваю, может быть, мои опасения напрасны…

На следующий день, когда я вернулся домой, ко мне постучался человек, желавший срочно поговорить со мной. Я пригласил его сесть, и он начал изливать передо мной своё сердце, рассказывать о беде, приключившейся с его дочерью:

Его пятнадцатилетняя дочь нашла себе «мальчика». Семнадцатилетнего юношу, из хорошей семьи, который стал портиться, свернул с дороги на обочину, а теперь пожелал себе «компанию». Отец не знал, что же ему придумать, как поступить с дочерью, которая время от времени встречается с ним. Недавно она бросила школьную скамью и стала возвращаться домой очень поздно, иногда даже под утро.

«А как вообще вышло, что они познакомились, откуда взялся этот молодой человек?» — спросил я.

«На прогулке, ночью в шаббос. Началось с нескольких слов, которыми они обменялись, в шутку», — ответил отец. Шутки и легкомыслие приучают… слышали? Это случилось ночью в шаббос, на прогулке, в совершенно харедимном квартале!

Так что мне прямо с Небес показали, что я нисколько не преувеличил и нисколько не ошибся.

И когда девушки прогуливаются группками по улице как раз тогда, когда мужчины возвращаются из синагоги, это тоже не так чтобы на самом деле скромно…

Обратите внимание на то, чем заняты ваши дочери ночью в шаббос! Не спите на посту, чтобы потом не плакать, Б-же упаси, если окажется, что вы проснулись слишком поздно.

Продолжение следует…

Автор: Рав Довид Файерман
Пересказал Александр Кутуков

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com