41. Мальчики из Талмуд-Торы говорят о будничном
Когда ребенок рассказывает о том, что было в Талмуд-Торе, об играх, в которые они играли на этой неделе, какие были команды, как проходила игра и кто в конце концов выиграл, — такие разговоры вовсе не обязательно противоречат атмосфере субботнего стола.
Есть такое понятие: «будничная беседа мудрецов Торы». Нечто вроде «будничной еды, приготовленной в чистоте жертвы».
««И его листва не увянет» — сказано о будничной беседе мудрецов Торы, для понимания которой необходимо знание Торы».
Мир состоят из огромного количества частностей. Некоторые из них мы можем считать главными, а некоторые кажутся второстепенными. Но и они – неотъемлемая часть сущности мироздания, и не замечать их нельзя.
Духовный мир наших детей окружен впечатлениями; они – часть его. Когда дети рассказывают об экскурсии, о своей коллекции, об всём остальном, что для них эмоционально важно, — это часть их духовного мира, и эти рассказы – это тоже беседы о святости.
Иногда единственный способ привлечь детей к субботнему столу – разговоры такого типа. Этот принцип знаком опытным учителям, которые хотят заинтересовать учеников материалом. Иногда это возможно только через такие беседы, рассказы и поощрения.
Решающим здесь является то, для чего всё делается. Если беседа начата ради святости, то из этой беседы вырастет святость, а если беседуют просто для того, чтобы потрепать языком, и следствия будут выглядеть так же.
Были праведники, которые постоянно именно так и поступали. Когда они хотели приблизить к Торе человека, отдалившегося от неё, они заговаривали с ним о будничном, например, о его специальности. Так они приближали его к Торе.
Не следует всё же говорить о будничном слушком много, потому что тогда действительно трапеза превратится в будничную, во «всякий стол, за которым не произносят слов Торы…» — помните, что там дальше? (Овойс).
42. Слушать ребенка – жизненная необходимость
Когда ребенок разверзает свои уста и начинает рассказывать о том, что было с ним самим и с его одноклассниками, и делает это, как принято у детей, очень длинно, нельзя реагировать нетерпеливо и стараться побыстрее заткнуть его. Важно выслушать его, и важно отнестись к его словам со вниманием.
Прислушавшись к рассказам ребенка, можно узнать много важного. Понять, какова его ситуация с учебой и что происходит в компании вокруг него. Так можно определить, какие проблемы ему мешают, что нужно исправить и на что направить усилия.
Иногда, если ребенку не дают выразить себя, дело может дойти до настоящей смертельной опасности. Ребенку нужен внимательный слушатель, которому он может рассказать о своих затруднениях, — а иногда они могут быть очень тяжелыми! И если мы вовремя выслушаем ребенка, мы сможем решить его проблему и предотвратить несчастье, Б-же упаси.
Ребенок, когда рассказывает, самое главное прячет «между строк». Нужно быть бдительными и тщательно анализировать то, что он говорит. Иногда ребенок сам не понимает, что рассказывает о чем-то очень необычном, или о том, что может вызвать проблемы или стать опасным.
Давайте я представлю вам, читатели, следующий пример. Эту историю рассказали мне сами те, кто в ней участвовал.
Однажды днем пятилетняя Авигайль вернулась из садика. Мама хлопотала на кухне, готовила обед – вот-вот все придут!
Девочка, поздоровавшись, начала свой рассказ:
— Знаешь, мама, сегодня я хорошо вела себя в садике!
— Замечательно! – растаяла мама, — я так рада слышать, что ты хорошо себя вела!
— Да, — расцвела Авигайль, — я вела себя хорошо, и на перемене вышла играть во двор.
Звучит немножко странно, надо бы разобраться, ага?
Авигайль повезло, мама обратила на эти слова внимание, хотя она всегда занята телефонными переговорами и не так уж прислушивается к «детскому лепету».
А вот сейчас вдруг оказалось так, что ее внимание не было почти ничем отвлечено. Поэтому она тоже поняла, что здесь не всё ясно…
— Так! Дай-ка я разберусь. Сегодня ты вела себя хорошо и вышла гулять во двор. Значит, вчера ты вела себя плохо и поэтому не выходила на перемену, да?
— Да, мама, но сегодня я вела себя хорошо и вышла на перемену. Шуламит позволила мне выйти, — ответила девочка, которая никак не могла понять, почему мама не радуется вместе с ней.
— Кто это – Шуламит? – спросила мама. – Разве твою воспитательницу так зовут? Или, может быть, это помощница?
— Нет! – ответила девочка, терпение которой было уже на исходе и которая не понимала, к чему всё это расследование.
— Это заменяющая воспитательница?
— Нет!
— Так кто же такая Шуламит? – закричала мама. – Повариха?
— Нет!
-Уборщица?
— Да нет же!
— Так кто же такая Шуламит???!!!
И Авигайль в конце концов объяснила:
Эта Шуламит – девочка из класса Авигайль, одна из группы, которая взяла под свою власть и присмотр четырех девочек и «воспитывает» их, награждает их и наказывает по собственному разумению. Авигайль несколько дней терпела наказание, которое назначила ей Шуламит: «Не выходить во двор». Но сегодня она вела себя хорошо, и наказание было отменено…
Авигайль хотела всего лишь порадовать маму сообщением, что «сегодня она вела себя хорошо»; почему же мама всё запутала, когда стала задавать столько вопросов? И вообще, почему мама до сих пор, похоже, не рада? Минутку… это только показалось, или на самом деле у мамы на глазах слезы?
Всё это вообще оказалось вне поля зрения тех, кто должен был бы вмешаться: воспитательницы, помощницы, инспектора и т.д. И мама тоже никогда бы не узнала об этом, если бы случайно в этот момент не прислушалась к тому, что рассказывает её дочка о том, «что хорошего было сегодня в садике», и если бы кое-что в ее рассказе не показалось ей «подозрительным».
Теперь мы понимаем, почему так важно выслушивать детские рассказы до конца.
43. Широкие горизонты Торы
«Поднимите ваши глаза ввысь и посмотрите: Кто сотворил это?».
Человек с широким горизонтом видит вокруг себя и звёзды, и сушу со всем, что её наполняет, и реки и моря. Он проникает восторженным взглядом в то, что происходит в мире неодушевленных вещей, растений, живых существ и людей. Он видит удивительные законы природы и ощущает себя крошечным незаметным созданием в сравнении с вышней силой, которая создала и поддерживает всё это.
Иногда человек заключен в «узкие рамки», за пределы которых его взгляд не может вырваться. Он занят своим маленьким мирком, своими личными проблемами, и не в состоянии взглянуть шире. Мелкие расчетики, мелкие сплетенки,интересы и планы заполняют его мир, не оставляя никакого места для ценного и возвышенного.
Чем шире горизонты человека в Торе, тем глубже его вера и тем прочнее его духовное положение.
Если человек изучает и узнает более широкие понятия иудаизма, он начинает понимать, что всё не так просто, как кажется на поверхностный взгляд.
Человек, который приблизился к исполнению заповедей, рассказал:
«Когда я был далек от своего еврейства, я не мог понять, почему в шаббос нельзя переносить определенные вещи. Мне объясняли, что есть такой «запрет мукце», который входит в понятие «нарушения шаббоса». Но такой ответ меня не удовлетворял. Ну, я переставил вещь с этого места на соседнее – какое тут может быть нарушение шаббоса?! Мне это казалось излишней строгостью тех, чье «ревностное служение Б-гу» привело их к крайней степени фанатизма.
Но когда я увидел толстенный трактат Шаббос с его 157 листами, комментаторов, Ришойним и Ахройним, Тура и Шульхан Орух с их комментаторами; когда я увидел, как они проясняют каждую подробность, заглядывая во все уголки Закона, — тогда я ощутил себя крошечным, как микроб, перед громадным творением. И тогда я понял, что такое – уважение к Закону. И только в этот момент я осознал, насколько ограниченным я был, насколько был заключен в своей узенькой рамке.
И теперь я отношусь к запрету мукце со всем трепетом святости».
44. Понятия иудаизма
За субботним столом поговорим о «понятиях иудаизма».
Какие бывают особые шаббосы: шаббос Раскаяния, шаббос Песни на море, Великий шаббос, шаббос Благословения месяца, шаббос Утешения и так далее.
Какие бывают Эрувы: Эрув тхумин, Эрув хацейройс, Шитуф мевоойс, Эрув тавшилин.
Что такое Семь видов, Пять видов злаков, Семь жидкостей, Три дня ограждения Горы, Исру хаг, малый Пурим и второй Пейсах.
Разъясним Алохические понятия, такие, как: «мокрый настолько, чтобы намочить», «сегодняшняя кастрюля», «придает ухудшающий вкус», «инструмент для запрещенной работы перемещают, если нужен он сам и если нужно его место».
Понятия еврейской истории: что такое «общины Шапиры, Вормса и Магенцы», что такое «Пурим Сарагосы», «Испанское изгнание», кто такие «четверо посланников-пленников», которые перенесли центр изучения Торы в Северную Африку, Испанию и Египет.
Стоит рассказать о жизни великих людей Израиля, их обычаях и их наследии.
Вместо бесплодного сотрясения воздуха давайте создадим нашими разговорами за субботним столом что-то полезное и важное.
Следите за тем, чтобы атмосфера оставалась приятной, передавайте детям важные ценности так, чтобы все были довольны. Так дети полюбят и воспримут ценности иудаизма и не решат сменить их, Б-же упаси, на «треснувшие колодцы».
45. Загадки
«Сын человеческий, загадай загадку и расскажи притчу дому Израиля» (Йехезкель).
«И сказал им Шимшойн: Давайте загадаю я вам загадку, сможете ли вы разгадать её мне…».
Загадка пробуждает интерес и заставляет думать. Можно подготовить загадки на недельный раздел, на Афтору и на темы дня; ну-ка, кто может ответить?
Попросим, чтобы дети подготовили загадки и задали их. Так им будет вдвое интереснее.
В последнее время девочки приносят из школы листочки с загадками по недельному разделу. Вопросы расположены так, что каждый следующий ответ должен начинаться на следующую букву алфавита. Они читают вопрос, а дети думают, ищут ответ и отвечают. Мне очень понравилось это нововведение, которое объединяет всю семью и пробуждает интерес к недельному разделу.
Продолжение следует…
Автор: Рав Довид Файерман
Пересказал Александр Кутуков