Поделиться

Суд над душой

В дни перед Рош а-Шана хочу написать немного о хибут а-кевер — процедуре, которой подвергаются души после смерти, так как это относится к теме суда. Дословно это выражение можно перевести как «побиение в могиле». Хибут а-кевер является четвертым из семи судов, которому подвергается душа человека. Приведу все семь:

1) Первый суд — это суд отделения души от тела, при котором страдают как тело, так и душа (нефеш).

2) Второй суд — этот суд происходит в то время, когда человека несут из дома на кладбище. В это время в духовном мире оглашают все дела человека, совершенные им при жизни. И если во время первого суда отделение души от тела — сама по себе мучительная процедура, то на втором суде в качестве наказания выступает стыд человека, который он чувствует, когда оглашают его преступления.

3) Третий суд начинается, когда человек уже положен в могилу. Тогда приходит к нему кредитор (т.е. заимодатель) и требует возврата долга. Кто это — можно предположить, что это проявление клипы или злой дух. В пользу последнего предположения говорит другая версия этого суда — к человеку приходят все злые духи, порождённые от его напрасного излияния семени.

4) Четвертый суд — это суд могилой или хибуд а-кевер, и о нём я напишу ниже отдельно.

5) Пятый суд — суд червей, когда черви поедают тело, от чего душа (нефеш) плачет и испытывает муки.

6) Шестой суд — это суд Геhиннома, в котором душа очишается. И если всё прошло хорошо, то душа идёт в Ган Эден.

7) Седьмой суд — изгнание из Геhиннома. При этом душу не пускают в Ган Эден.

Так написано в Хесед ле-Авраам об этих судах, и я кратко изложил. В зависимости от дел человека, каждый из семи судов протекает либо мучительно, либо быстро и легко, либо вообще может не состояться. Так вот, теперь переходим к описанию суда могилой.

В могилу приходят четыре ангела и возвращают душу в тело человека. Так как целью этого суда является удаление клипот, которые покрыли человека в течение жизни, то необходимо, чтобы душа была вместе с телом — т.е. в том состоянии, в котором человек позволил клипе прилепиться к нему. Ангелы берут душу с четырех сторон, трясут её и бьют железными посохами. Эта процедура напоминает выбивание пыли из ковра. И рав Моше-Давид Валли использует именно этот образ для описания хибут а-кевер. Чем больше пыли в ковре, тем сильнее трясут и бьют его. То же самое с душой — чем толще клипа на душе, тем сильнее её трясут и бьют. При жизни дела человека выступали связующим элементом между клипой и его душой. Когда же тело умирает и не способно совершать действия — эта связь ослабевает и клипот можно удалить.

Ангелы прерываются, чтобы спросить имя человека, и если он его забыл, то будет совсем плохо. Это означает, что он не сможет предстать на суд Геhиннома, на котором спрашивают имя человека, а это означает, что душа не очистится в там и не сможет войти в Ган Эден. Почему такое происходит? Суть клипы — это забвение. Клипа закрывает собой то хорошее в человеке, до чего ей человек позволил дотянуться. То, что клипа — это забвение, показывает рав Валли на примере заповеди помнить об Амалеке: Амалек — это проявление одной из сильных клипот, и уничтожить её можно только вспоминая об Амалеке. Итак, если человек перестал помнить самое центральное — своё имя, то это означает, что клипа очень велика и сильно держится за душу. Если же человек в течении своей жизни не позволял клипе укорениться в нем, то его трясут и бьют слабо и легко. Например, рав Птайя говорит в комментарии на книгу пророка Йехезкеля, что праведному человеку хватает мгновения, чтобы клипа отскочила от его души.

Есть сгула, помогающая защитить душу от хибут а-кевер: для этого нужно жить в земле Израиля и быть похороненным до захода солнца. Но тот, кто живет даже в Бавэле (т.е. вне земли Израиля) — если он давал цдаку, делал добрые дела, был гостеприимен и молился с каваной, то он также избавляется от мучений на этой процедуре. Видимо, цдака, добрые дела, гостеприимство и прочее ослабляют связь клипот с душой и они отделяются еще при жизни. В завершении прошу не понимать буквально то, что я написал. Хибут а-кевер, несомненно, существуют и описание их соответствовало бы написанному, если бы они происходили в материальном мире.

P.S. Если вам этот пост понравится, то я напишу о судах над душой по версии Зоара.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com