«Святым назван будет» - Элиезер Стефанский - на образовательном портале Ваикра.
Элиезер Стефанский

Родился в г. Минске, закончил Минский "инъяз" по специальности переводчик английского и итальянского языков. Бакалавр гуманитарных наук.

Начал соблюдать и изучать Тору в йешиве г. Минска под руководством рава Сендера Урицкого, после алии в Святую Землю продолжил учебу в йешиве Эш а-Тора у рава Гиля Айзенбаха, затем – в йешиве Швут Ами, а после женитьбы – в колеле там же у рава Яакова Баума. Работал и преподавал Тору в различных русскоязычных общинах: гг. Минске, Санкт-Петербурге, Витебске, Могилеве, Москве и др. В настоящее время руководит молодежным еврейским образовательным центром «Мораша» г. Киева.

«Святым назван будет»

Первое действие, которое мы совершаем утром – омовение рук. Делая поочередно 3-кратное омовение, мы избавляемся от особого вида духовной нечистоты, именуемой руах раа (букв. злой дух), которая остается на наших руках на исходе ночи (либо же после продолжительного сна). Сказано в кодексе «Шулхан Арух», что до омовения не следует прикасаться ко рту, глазам, ушам и другим отверстиям, т.к. руах раа может им навредить. По той же причине, не прикасаются неомытыми руками к продуктам питания. Этот закон касается как мужчин, так и женщин. Возникает вопрос: следует ли омывать руки маленьким детям, которых еще не начали приучать к исполнению заповедей Торы? И если да, то с какого возраста?

Сказано в книге Шулхан Арух Арав, что руах раа входит только в тот «сосуд», который до этого был наделен духом святости. Другими словами, когда еврей засыпает, его святая еврейская душа выходит из него, а на ее место приходит дух нечистоты. Когда же душа возвращается в тело, этот дух покидает его, оставаясь лишь на руках. В каком же возрасте душа еврея наделяется святостью? Составитель Шулхан Арух Арав говорит, что это происходит в 13 лет у мальчиков и 12 – у девочек, т.е. когда они становятся обязанными выполнять все заповеди Торы. Следовательно, говорит он, принято не опасаться прикосновения к пище маленькими детьми. При этом он отмечает, что святость уже начинает входить в душу ребенка с момента начала обучения его заповедям Торы. И даже самая первая заповедь, которую выполняет маленький человек в своей жизни – брит мила – уже оставляет святость в его душе. Поэтому, заключает Шулхан Арух Арав, «тот, кто проявляет осторожность в вопросе касания пищи младенцем 8 дней от роду и старше, «святым назван будет» (Йешаяу, 4:3)».

Об обычае начинать делать омовение рук мальчикам с 8-дневного возраста упоминает также и Бен Иш Хай, который говорит, что это «хорошая сгула для того, чтобы ребенок вырос в чистоте и стал большим человеком». А от имени Брискер Рава сообщают, что воспитание детей, как мальчиков, так и девочек, начинается с того, что следует омывать их руки от нечистоты. И что это немаловажное дело!

Известно, что Стайплер (рав Исраэль Яаков Каневский, зц»л) начал делать омовение своему сыну Хаиму с первых дней его жизни. Это наверняка сыграло свою роль в том, что его сын, рав Хаим Каневский, стал одним из самых авторитетных раввинов современности.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Элиезер Стефанский

Родился в г. Минске, закончил Минский "инъяз" по специальности переводчик английского и итальянского языков. Бакалавр гуманитарных наук.

Начал соблюдать и изучать Тору в йешиве г. Минска под руководством рава Сендера Урицкого, после алии в Святую Землю продолжил учебу в йешиве Эш а-Тора у рава Гиля Айзенбаха, затем – в йешиве Швут Ами, а после женитьбы – в колеле там же у рава Яакова Баума. Работал и преподавал Тору в различных русскоязычных общинах: гг. Минске, Санкт-Петербурге, Витебске, Могилеве, Москве и др. В настоящее время руководит молодежным еврейским образовательным центром «Мораша» г. Киева.