Поделиться

Такой старый Новый год…

Интересно, почему Рош Ашана ассоциируется у людей с Новым годом? Нигде в Торе праздник так не называется. Интернациональные привычки? Ну ладно, уж коли «Новый год», так вспомним, что есть у европейцев и «Старый Новый год». В начале 20-го века все даты они подвинули на 13 дней назад, упорядочивая календарь.

Но мы-то, евреи, ничего не добавляли! И не отнимали. Наш календарь выверен, как часы, не даёт ошибки даже на минуту за тысячелетие. Однако попробуем «пойти в ногу со временем». Отсчитаем от Рош ашана международные 13 дней и попадём куда-то между Йом Кипуром и Суккотом. Там должен был бы находиться «новый Рош ашана». Между прочим, в день рождения моей жены. Хотя это за скобками.

Ну, Суккот – дело особое, его заповедь – чистая, дистилированная радость. Йом же Кипур часто называют, как и Рош ашана, «Йом а-дин» — Днём суда. Это, пожалуй, к нам. Причём Йом Кипур именуют также «Суббота суббот», подразумевая, что полная, идеальная квинтэссенция субботнего покоя – в его долгих молитвах и милосердном суде. Наверное, Йом Кипур – и есть наш, еврейский «Старый новый год»?

Не станем пугать людей, отыскивая аналоги Рош ашана в «новолетиях» мусульман, китайцев и древнего Элама. Пусть Поднебесная империя сама разбирается со своим «годом железной фиолетовой лошади». Лишь спросим (на идише?): что он такое – этот странный еврейский день, называемый «Голова года»?

А теперь проделаем опыт, используя наши знания о нееврейском мире. Понятнее станет. Представьте себе весёлый новогодний праздник, с ёлочкой и сталинским Дед Морозом (перебежавшими сюда из чисто христианского действа). И начните его с заседания революционной тройки. Скажем, по вопросу: жить ли ещё годик всем присутствующим? Или лучше: «спегва гаа-ячего чаю, а затем, батенька, расстгелять»? Желания танцевать и укладывать под ёлочку подарки не убавилось? Беззаботного веселья тоже? М-да, праздничек…

Между прочим, «новых годов» у евреев 4. Остальные – 15-е Швата, 1-е Нисана и 1-е Элуля. У каждого «нового года» своя новизна. Скажем, 15-е Швата – начало календаря для плодов фруктовых деревьев. А вот для кого и чего «новым годом» является Рош ашана?

Вы будете удивлены перечислением. Это – «новый год» для отсчёта субботних и юбилейных лет, посадки фруктовых деревьев (но не урожая) и овощей и для царствования иноземных царей. При этом «новым годом» для царствования наших родимых, незалежных еврейских царей (как и для сбора денег на Храм) оказывается первое Нисана – день, который, как и положено настоящему «новому году», первый у первого месяца!

Ну и почему мы празднуем не 1-е Нисана, а 1-е Тишрея? Тем более, видимо, в древние времена начало месяца Нисан тоже торжественно отмечалось. И не зря. Согласно одному мидрашу, на который ссылается в Талмуде раби Элеэзер, Первый человек был сотворён первого не Тишрея, а Нисана. И тогда он как еврейский царь немедленно восцарствовал надо всем миром. С чего, что ныне всем известно, и начался всемирный «жидо-масонский заговор».

Итак, договорились, бодро и решительно переносим на весну новогодний праздник! Неужели нам какие-то Пётр Первый и Фридрих Барбаросса важнее Адама либо собственного царя Давида?! Или посадка картошки ближе вашему сердцу святого Храма?!

Правда, 1-го Нисана никто никого не судит. Еврейский-то царь, как неоднократно повествуют в Танахе – человек милосердный, старается уберечь поданных от суда. Царь же импортный – только если по хорошей протекции. Суть же парадоксального празника Рош ашана – именно в суде. Подумаем, может, стоит оставить праздник на прежнем месте?

Есть такое важное правило в Торе: если случилось у тебя судебное дело, старайся провести его не в том арбитраже, где у тебя самые большие шансы на выигрыш, а в самом справедливом и беспристрастном. Не волнуйся, те блага, что тебе не полагались, Высший Судья найдёт способ отнять. Что у тебя незаконно забрали – возвратить. Зато справедливый земной суд избавляет Суд высший от необходимости вмешиваться. Или ты мечтаешь, чтобы все твои поступки и мысли просветили рентгеном? Уверен, что на космических весах (а символ месяца Тишрей – весы) твои заслуги перевесят глупости и ошибки?

В Торе он также обозначен как «День трубления (в шофар)». Протяжный звук шофара, бараньего рога — главный символ Рош ашана и важнейшая заповедь. Как некогда, при даровании Торы, звучал Шофар Великий, призывая призывая людей к Б-гу и бросая в трепет и дрожь, так и теперь, год от года, 100 его трублений зовут и умоляют: «Люди, оставьте свою суету! Проверьте пути и вернитесь к своему Б-гу! Вспомните, что сегодня – суд, раскайтесь, заслужите себе милосердный приговор!». Это не я, это Рамбам говорит.

Рош ашана — первый из «десяти дней трепета». Дней, когда мы должны «воцарить Вечного Царя над самими собой и всем миром».

Только пожалуста, без «поясов шахидов»! Воцарение – это действие чисто духовное, происходит в душах и высших мирах. Евреи верят Б-гу, когда мир окажется готов к встрече – Творец знает, через какую дверь войти. Зачем взрывать небоскрёбы и портить злобой эту прекрасную землю? Если царство разрушить – над чем Ему царствовать?

Согласно другому, более часто цитируемому мидрашу, Рош ашана — годовщина создания Первого человека. Но почему тогда это – новолуние отнюдь не первого, а седьмого, серединного месяца года? Что за «начало года» в его середине? И, повторимся, разве это праздник – прийти на суд, пусть даже милосердный и абсолютно справедливый? День веселья и радости, положа руку на сердце?

Да, это самый настоящий праздник. И самый настоящий «новый год». Дело в том, что для большинства наших современников «новый год» — это символическое обновление внешней жизни. Меняется цифра на чеках и компьютерах, человек надеется, что «уж в этом-то году мне обязательно повезёт!». А Рош ашана евреев – это кардинальное обновление, в первую очередь, внутренней жизни человека и целого мира. Оно и должно происходить в середине года. Чтобы было что обновлять, нужно прошлое.

Принято упоминать, что в этот день Творец и Его суд принимают решение о земной жизни человека на грядущий год. Но здесь только часть правды, причём не самая важная. В Рош ашана Творец судит человека также в аспекте его вечного, будущего мира.

Какой самый большой приз может выпасть человеку? Вечная близость к Б-гу. Рядом с этим чек на всю сумму американского долга, могучее здоровье и долголетие – детские побрякушки. Чтобы хоть чуточку это себе представить, почитайте биографии пророков и праведников. Обычно это – невероятно счастливые люди. Даже если они бедны, как Зуся или Ханина бен Доса. Даже, если болеют, как Иш гам зу. Даже, если живут мало, как раби Нахман из Брацлова…

Но обычно люди, как индейцы Америки и аборигены Австралии, с охоткой меняют ненужные им песок и камешки (золото и алмазы) на блестящие бусы и «огненную воду». Так вот, Раш ашана – это время переоценки ценностей. Возможность заново, искренне взглянуть на свою жизнь и понять – что сколько стоит? Мы предстаём перед абсолютно справедливым и беспристрастным Судьёй. Прикасаемся к правде.

Но истина – это и есть «печать Б-га». Только через предельную искренность лежит путь приближения к Создателю. Мудрецы говорят, что в этом мире большинство благ мы получаем по Высшей милости, зато в вечности – строго по заслугам.

Взаправду, всем существом, не лишь в абстрактном воображении осознать, ощутить ,- что всё в руках Б-га, что Он справедлив и добр и с радостью даст человеку новую жизнь и новый шанс – уже огромная заслуга для вечности. И – для мира подлунного, ибо уже маленькая капелька вечности, входящая в твою жизнь, совсем иначе её окрашивает. Для того-то мы и молимся в надежде и трепете перед наилучшим возможным судом. Ведь это величайший возможный праздник – шанс открыть глаза, стать наконец самим собой: облечённой в тело душой, всегда предстоящей перед престолом Создателя.

Счастливого и сладкого вам нового года, друзья! И пусть эта радость никогда не тает в наших сердцах и судьбах!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com