Талмуд - неевреям – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Талмуд — неевреям

В прошлой статье я рассказывал об опыте южнокорейцев, которые ввели изучение Талмуда в школьную программу. Они называли нашу книгу «Свет мудрости».

Эта тема вызвала дискуссию.

В нашем народе присутствуют две «крайности».

Светские евреи — рассматривают Талмуд в контексте фразы «Талмудизм и начетничество», видя в Талмуде нечто одновременно заумное и устаревшее, недоступное и неактуальное.

Религиозные евреи, изучающие Талмуд, отнеслись к идее преподавания Талмуда неевреям со следующими возражениями:
а) тексты Талмуда опираются на еврейские духовные ценности — веру во Вс-вышнего, заповеди, Б-жественное происхождение Торы и др. Поэтому, человек не «включенный» в эту систему ценностей не сможет постичь Талмуд.
б) Талмуд разбирает сугубо еврейские темы — устройство Храма, жертвоприношений, законы Шаббата, кидушин и др. Поэтому нееврею «нечего делать в наших текстах».
в) Талмуд написан компактным языком и для его понимания нужно знать множество концепций, которые подразумеваются в тексте, но не объясняются явно.
г) Талмуд писался на арамейском языке и поэтому надо сначала выучить язык Тамлуда.

На основе этих постулатов построен «классический вход» в Талмуд — для молодых людей из еврейских религиозных семей.

Но является ли этот путь единственным?

Недавно американское издательство «Артскролл» завершило беспрецедентный труд — современный перевод Талмуда на английский язык с массивным корпусом комментариев.

Этот проект помогает «обойти» две последние проблемы. Он полностью переводит все на английский язык. И в сносках даются все необходимые предварительные знания, которые читатель может почерпнуть прямо на нужной странице книги.

А что делать с первыми двумя доводами?

Талмуд — это гигантский сборник текстов, объединяющий большое разнообразие тем.
Большинство тех, кто учит Талмуд в своей жизни, не прочли его целиком, а изучали отдельные (избранные) фрагменты.

Любой отдельный фрагмент — обладает большой самоценностью. Более того, из каждой фразы можно идти вглубь смысловых и логических уровней.

Поэтому не обязательно всем людям брать на себя все темы. Для неевреев можно выбрать те темы, которые обладают общечеловеческими ценностями.

А что насчет духовных ценностей — веры в Б-га, заповедей, Торы и др.?

Мы можем сделать выборку, взяв те тексты, которые напрямую не опираются на наши еврейские концепции.

Самый продуктивный для этой цели фрагмент Талмуда — три трактата «Незикин» (ущербы), где разбирается масса ситуаций, когда один человек наносит ущерб другому.

Все эти темы построены на знании реальностей мира — простейшей физики, математики, а главное — логики.

Конечно, в Талмуде они иногда переплетаются с внутри-еврейскими аспектами, но в большом количестве случаев можно вычленить универсальные тексты, отделив их от духовно-религиозного контента.

Из моего опыта — когда в ешиве «Мир» была создана группа начинающих русскоязычных студентов, мы с ними учили фрагменты трактата «Бава Кама», которые были абсолютно доступны людям начинающим и несведущим в религиозных концепциях.

Более того, эти темы из «Незикин» обычно изучаются на многих юридических факультетах, как пример подробно разработанных законоведческих концепций.

И второе. В Талмуде — масса этических тем, и в частности множество аггадот (притч), которые учат житейской и моральной мудрости. Многие из них — вполне универсальны.

А теперь о развитии темы. Сила Талмуда — не только в самих текстах, а в способе их изучения.

Если к тексту Талмуда подобрать хорошие вопросы и методику преподавания, то ученик получит потрясающий «тренажер» для ума. Это заставит его думать и тренировать свои мыслительные способности.

Изучение Талмуда развивает логику, дискурс и диалектический стиль.

Один из хороших современных (издана в 2009 г.) примеров универсальной Талмудической книги, доступной и неевреям — “Gemara wisdom”, автор rabbi Haim Perlmutter. (Гемара — синоним Талмуда)

Тора (Дварим 4:6) пишет: «это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов, которые, услышав обо всех этих установлениях, скажут: «как мудр и разумен народ этот великий!»

И народы мира могут не просто хвалить нас, но и научиться от нас мудрости.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.