Поделиться

Талуй нахт: с чем связана эта ночь и почему не учим Тору?

Грядущая ночь у европейских евреев называется лейл нитл или талуй нахт (это менее распространённое название, но которым пользовались в моей семье). Обычно, в эти дни в социальных сетях в рамках этой темы обсуждают два вопроса:

1) обычай не учиться в эту ночь;
2) когда, собственно, талуй нахт — с 24 на 25 декабря или с 6 на 7 января?

Я хочу написать немного по каждому из вопросов и начну со второго. Есть несколько мнений, которые можно свести к двум основным:
— талуй нахт с 24 на 25 декабря даже там, где местное население празднует этот день 7-го января.
— талуй нахт нужно сообразовывать с обычаями народа, среди которого проживают евреи, т.е. в Германии это действительно будет с 24 на 25 декабря, а в России — с 6 на 7 января.

И отдельно стоит мнение, приведённое в «Тосфот хадашим» и «Хавот Йаир», что «талуй нахт» имеет постоянную дату в еврейском календаре — 9-ое тевета.
В пользу того, что надо сообразовывать талуй нахт с обычаями народа страны, говорит случай, который произошёл с р. Шимоном Лойфером, когда он в 1900 (или в 1899, не помню) ошибся в расчёте дат между григорианским и юлианским календарём, и прибавил к 24 декабря 12 дней, хотя уже нужно было прибавлять 13 дней, и он и его товарищи не учились 5 января, а не 6. Этот случай свидетельствует о том, что в местах, где проживают православные, эту ночь подстраивают под их дату. Ту же самую мысль высказывает Любавичский реббе в Сихот.

Известно, что в эту ночь не учатся. Менее изестно, что не учатся до полуночи, а ещё менее известно, что женщины не ходят в микву, а стало быть — мужья тех женщин воздерживаются от половой близости. Причин не учиться и не ходить в микву две.

Первая — сугубо практическая — чтобы не попадаться на глаза празднующему народу и избежать нападений или погромов (которые, как правило, приключались в дни, когда местное население праздновало свои праздники) было постановлено мужчинам в эту ночь не ходить на учебу, а женщинам в микву и сидеть дома. Если принять эту причину, то правилнее будет сказать, что речь идёт не об обычае не учиться в эту ночь, а об обычае сидеть дома. То есть, учиться самому в одиночестве не запрещено. И в подтверждении этому, Сатмарский реббе рассказывает, что в дни р. Сар-Шалома из Бельза вышла книга хидушим кого-то из гдолим (имени он не приводит) и один из хидушим был написан в качестве даты — «лейл нитл».

Вторая причина — каббалистическая — чтобы не прибавлять жизненной силы на клипот, которые сильны в эту ночь за счет того, что усиливается авода зара. Интересно, что согласно р. Иссахару Дову из Бельза, не учат Тору не из-за того, что учеба добавляет жизнь на клипот, а из-за того, что во время такого усилиния сил нечистоты не достаточно учить Тору, чтобы одолеть их, а требуется особенно заниматься соединением с Творцом (להתעסק מאד בדביקות הבורא), видимо, речь идёт о молитвах и ихудим. Рав Валли пишет, что эту ночь родился гилгуль Эсава (тот человек), поэтому все клипот, зависящие от Эсава, усиливаются (правда он пишет это про день обрезания гилгуля Эсава, т.е. 1 января). А этих клипот, как написано у того же рава Валли в комментарии на книгу Йова, — 370 шт. И, кстати, фейерверки, которые обычно запускают в эту ночь, один из факторов, который добавляет сил клипот Эсава, которые получают свою силу от огня. Поэтому, логично не зажигать огонь в эту ночь.

Опять же, есть третье, менее известное мнение, Хатам Сойфера, которое он приводит от имени р. Натана Адлера, что не учим Тору по закону авелута (траура по умершему) по тому человеку и по последствиям, которые сопоставимы с разрушением Храма. Кстати, к этому мнению хорошо подходит мнение, что талуй нахт — 9 тевета: это канун поста 10 тевета, и эта дата как бы присоединяется к череде событий, связанных с разрушением Храма.
В заключение написанного, хочу сказать, что в России этот текст не актуален и жителям России и стран, где талуй нахт с 6-го на 7-ое, нужно его прочитать 6-го января днём.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com