Поделиться

Тайны еврейской полиции | Зарисовка. Глава Ки Таво

Стоят евреи на двух горах, ныне лесистой Гризим и лысой Юваль (не отсюда ли русские сказки про «шабаш ведьм на Лысой горе»?). На Гризим 6 колен для благословений, на Юваль 6 для проклятий. Жуткое дело, даже кусты на лысой горе с той поры не растут! Наверное, о серьёзных вещах говорилось? Посмотрим.

«Проклят человек, который сделает статую или маску, мерзость перед Г-сподом, изделие рук мастера, и поставит втайне. И ответит весь народ и скажет: «амен!» (да будет так).

Вообще-то «симметричных» благословений-проклятий приведено 11, мы остановимся в этом, первом из них, «ремесленном». Да, кстати, московские «силовики», похоже, недоучили в школе Талмуд и в последнее время слегка торопились – ещё не настал час громить художественные мастерские. Тора относит этот запрет к предметам, изготовленным для поклонения.

Сначала отведём вопрос: почему эта Тора такая сердитая? В тексте упомянуты лишь проклятья, — ато, что им предшествовали благословения, мы узнаём из комментария Раши. Отвечает старинный мидраш Ваикра Раба: в том-то и дело, что благословения удержавшемуся от греха многократно превосходят наказание грешнику! Они настолько велики, что всего этого мира не хватит для адекватной награды даже за одну исполненную заповедь. Здесь, на Земле, нам перепадают «крохи с барского стола». Тора упомянула о наказании, поскольку мы способны до некоторой степени осознать его масштаб и удержаться от проступка. Но пусть у вас не возникнет даже иллюзии, что награда праведному ограничена земным преуспеянием! Основу её Создатель хранит в Своей сокровищнице до более подходящего момента.

Мудрецы вопрошают: отчего для ритуала, в который вовлечён весь народ, Тора выбрала именно эти 11 нарушений? За нашим пасуком следует проклятье тем, кто пренебрегает родителями, потом скрытно захватывающему территорию соседа, тайно клевещущему на ближнего… Ибн Эзра, Рашбам и многие другие видят здесь группу грехов, которые люди обычно делают втайне и легко могут скрыть сам факт их совершения. Земной суд, например, не покарает человека, в душу которого закралось презрение к его родителям или учителям. Да и как доказать вину тайного идолопоклонника, пока он «не пойман – не вор»? Но приходит пасук в конце проклятий: «Открытое сынам человеческим, а тайное – Г-споду Б-гу нашему». Не обольщайся, «Над тобой око видящее, ухо слышащее, и все твои деяния записываются в книгу (твоей жизни)» — напоминают авторы великого свода еврейской морали – «Пиркей авот».

Очень интересно, что Тора предваряет повеление о благословениях и проклятьях требованием, чтобы народ отвечал «амен» в полный голос. Сифтей коэн замечает, что гематрия слов «коль рам» («полный голос») равна гематрии «шалом», мир! Когда тайное делается явным, когда пропадают подозрения и недоверие между людьми — только тогда и наступает истинный мир.

Не поэтому ли Создатель на Великом Суде раскроет наши мысли и поступки? Не только сам человек подпишет и признает справедливость приговора, — но и его абсолютная точность станет несомненной для всех. И тогда наконец наступит полноценный мир, ибо станут немыслимы тайные козни. Ведь словом «шалом» завершается наша главная молитва и это – одно из имён Творца!

А теперь коснёмся «еврейской психологии». Говорит Авней эзер: «Нет презренней, чем сделавший идола или маску, мерзость для Создателя (имя которого «Правда»), и прячущего их за возвышенными идеями и красивыми словами. Такими, как «культура», «народное единение», «просвещение»… Ибо явное отступничество много менее опасно, чем прикрытое изящной демагогией. Потому Тора и говорит: «проклят!..»

Дополняет раби Ноах Мендес: идолопоклонство – единственное преступление, при котором Творец приравнивает намерение к поступку. Легко можно обнаружить здесь связь с требованием Пятикнижия: «Да не будет в тебе чуждого бога». «Какого «бога»? – Дурного начала!» — восклицают мудрецы.

Но что есть основа основ дурного начала, тот самый «идол в себе», который делает человека проклятым? Тайная гордыня. Иррациональная уверенность человека в том, что он умнее всех и легко может обойтись собственным умом. Учиться не так важно, целенаправленно развивать свой интеллект, искать критерии для объективной проверки его беспристрастности и остроты – зачем? Ну а тяжко трудиться над совершенствованием своих нравственных качеств и вовсе бессмысленно… «Мы сами с усами». Поёт гражданин арию: «Я так хочу – чего ж Вам боле!?». «Обычно люди довольны своим умом, но не положением».

И молится человек в собственном тайном святилище себе, любимому. А точнее, низменной, ленивой части себя – «дурному началу». Прикрывает это служение изящными словесами и даже поступками «как положено». Но Б-г смотрит за маски, и именно здесь лежит граница между «проклят» и «благословен». Между «познай самого себя» и «отвяжитесь, у меня нет на это времени».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com