Поделиться

Теория самопожертвования | Недельная глава Пинхас

Как объясняется в книгах Каббалы, в частности, в книге Зоар, внук первосвященника Аарона, Пинхас, именем которого названа глава Торы, был реинкарнацией двух сыновей Аарона, Надава и Авиу, которые погибли при освящении Святилища, когда они принесли воскурение, которое от них не требовалось, и сошедший с небес огонь убил их. А героический поступок Пинхаса, когда он возревновал за Б-жественный закон и убил Зимри, главу одного из колен народа Израиля, был искуплением греха Надава и Авиу.

Мы сейчас оставим вне рассмотрения вопрос, каким образом две души реинкарнировались в одного Пинхаса — пусть останется некая интрига, нерассказанность в этом мистическом вопросе. Рассмотрим другой вопрос — ведь поступок Пинхаса тоже был актом самопожертвования. Пинхас шел на дело с готовностью погибнуть, поскольку одно неосторожное движение — и он мог бы быть казнен за то, что он сделал. С другой стороны, проступок Надава и Авиу, который, как опять-таки объясняется в книгах Каббалы, проистекал от несбалансированности двух духовных векторов — устремленности души вверх, к соединению со своим источником, и ощущения ответственности за пребывание в этом мире — у них в этом не было баланса, и в них тяга души вознестись превозобладала и это привело к поступку, который по закону они не должны были совершать, который завершился их гибелью, так сказать, расставанием души и тела.

Их поступок, по сути, тоже был самопожертвованием. Как самопожертвование, месирут нефеш, можно называть грехом, ошибкой, если на первый взгляд это основа основ — кроме того, что оно само по себе звучит как нечто похвальное, в том числе можно считать это некой духовной основой веры иудаизма. Ведь неспроста самая главная еврейская молитва, «Шма Исраэль», начинается со слов «Слушай, Израиль! Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь Один! И возлюби Б-га Вс-вышнего всей душой твоей, всем сердцем твоим» — всем собой возлюби Б-га. Идея этого отрывка как раз и заключается в необходимости быть готовым пожертвовать собой во имя Вс-вышнего, и лишь вторая часть молитвы «Шма» говорит о принятии на себя закона, заповедей…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com