Поделиться

Тевет — товот

Четыре поста были установлены пророками в память о разрушении Храма и изгнании сынов Израиля на чужбину. Это «пост четвертого месяца» (17 Тамуза), «пост пятого месяца» (9 Ава), «пост седьмого месяца» (пост Гедальи, приходящийся на 3 Тишрей) и «пост десятого месяца» (10 Тевета), о которых сказано (Зехаръя, 8): Так сказал Г-сподь Цваот: «…Пост четвертого, пост пятого и пост седьмого месяцев…»

17 Тамуза римлянам, осаждавшим Иерусалим, удалось пробить брешь в стене и ворваться в город.

9 Ава были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храм; кроме того, в этот день произошли другие трагические для еврейского народа события.

3 Тишрей был убит Гедалья бен Ахикам, и последние евреи, остававшиеся в Эрец Исраэль после разрушения Иерусалима вавилонянами, были изгнаны оттуда.

10 Тевета вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, которая закончилась разрушением города и Храма (по книге рава Элияху Ки Тов).

Название месяца берет корни из Вавилона. Тевет можно перевести как «нечто, в чем увязают», но мы, стараясь найти во всем только самое хорошее, переводим Тевет от ивритского слова «тов» – «хороший».

Сказано Бааль Шем Товом: «Печаль запирает врата небесные, молитва распахивает их, а радость способна сокрушить стены«. А также: «Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется«.

И именно в день поста и печали, мы должны подумать и взять на себя прибавить в хороших делах и радости. Кто живет в радости, тот выполняет волю Создателя. Написано «превращай плохое в хорошее, ибо плохое — подставка для хорошего».

Есть история про Маггида из Межирича.

«Почему ты плачешь, мама? Потому что горит наш дом?» — «Да». — «Мы обязательно построим другой, я обещаю тебе». — «Дело не в доме, сынок, я плачу оттого, что драгоценный документ гибнет на наших глазах». — «Какой документ?» — «Наша родословная, наше фамильное древо, а ведь оно прославлено, ты знаешь». — «Не плачь. Я дам тебе другое. Я начну новое, я обещаю тебе».(В это время Дов-Беру было пять лет).

Хочешь изменить мир — начни с себя.

Один еврей пришёл как-то к пророку Элияху. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно.

— Где ад и где рай?

С этим вопросом человек обратился к пророку, но Элияху не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повёл тёмными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котёл, в нём кипел суп. От варева шёл приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными глазами, стараясь получить свою порцию супа.

Спутник пророка Элияху поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжёлые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод.

Пророк Элияху взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это — ад».

Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по тёмным коридорам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котёл с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элияху и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжёлой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой.

Пророк Эляху сказал своему спутнику: «А вот это — рай!»

«Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Уметь заботиться и думать о других.

Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но живут ли они в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить. Хорошее и плохое — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать! И месяц тевет – как раз и есть месяц, когда мы можем начать делать ТОВОТ.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com