Тора — для всех – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Тора — для всех

Есть два неправильных взгляда по отношению к Торе.

Чересчур узкий взгляд говорит, что Тора дана только для евреев.

Христиане пошли в другую крайность. Они перевели Тору и Танах и включили эти тексты в Христианскую Библию, сделав текст Торы доступным для всех. Но при этом они «отрезали» Тору от комментариев и объяснений. В результате все получили доступ к Торе, но без комментариев люди не могли понимать, что же Тора хочет сказать нам.

Каков правильный подход к Торе?

Тора дана как для всего человечества, так и для евреев.

Говоря языком компьютера, существует два «режима» работы с Торой — «базовый» (basic) и «продвинутый» (advanced).

Базовый уровень позволяет понять, как «устроен» человек и как он должен реализовать свой потенциал.

Продвинутый уровень позволяет человеку стать «сотрудником команды», с помощью которой Вс-вышний управляет миром.

Как стать сотрудником? Взять на себя «должностные обязанности». Слово мицва (заповедь) — обозначает «приказ», т.е. сотрудник обязан выполнять приказы начальника.

Основная часть «Торы для всех» содержится в первой книге Торы — Берешит.

В ней практически нет никаких заповедей, но есть описание структуры правильного развития человека с помощью «ролевых моделей».

Напомним основные вехи.

Две первые главы — Берешит и Ноах, в четырех сюжетах демонстрируют четыре основные проблемы неправильного развития.

Это Адам, который не смог управлять собой и «пошел за Змеем». Это Каин, который не мог жить с другими людьми, так как его обида на другого заканчивалась уничтожением оппонента.

И это две общественные «аномалии». Анархия, когда все делают что хотят — история поколения потопа. И диктатура, когда один вождь «загоняет» всех в один «проект» — это история строительства Вавилонской башни.

Далее, Тора учит все человечество правильному построению человеческой личности.

Самый базовый уровень — схема «сыновья Ноаха». Мудрость и духовность (Шем) должна быть ведущей. Красота (Яфет) должна украшать духовного человека (Яфет в шатре Шема). А физическая природа (Хам) — должна служить высшим функциям человека.

Главная модель развития человека представлена с помощью Авраама, Ицхака и Яакова.

Это «включение» трех функций реализации человеческого потенциала.

Человек «несознательный» по своей природе эгоист, живущий только для себя. Такой человек не может «оставить следа» в мире, его бытие «проходит бесследно».

На языке каббалы истории жизни трех Праотцов выражают сфирот хесед (Авраам) — гвура (Ицхак) — тиферет (Яаков).

Хесед «вырывается» за узкие рамки эгоизма и стремится распространить свое влияние вширь. Это — первый шаг развития Высших структур личности за пределы рамок эго.

Но «вырывающийся из центра импульс» необходимо уметь контролировать. Гвура — это дисциплина и контроль. Умение не только вырваться, но и удерживать себя в правильных рамках.

И, наконец, высшая цель — найти баланс между двумя векторами (наружу и внутрь). Качество баланса и гармонии — это и есть тиферет.

Далее, 12 сыновей Яакова представляют многообразие (подобно 12 месяцам года и знакам Зодиака). Это многообразие должно быть внутри гармоничной структуры, чтобы быть сбалансированным.

То, что было написано — и есть общая схема послания Торы всему человечеству — инструкция по развитию нашей личности.

Когда Тора приступает к описанию заповедей, она обращается к тем, кто хочет стать не просто хорошими людьми, но сотрудниками в «команде Б-га».

Тора не навязывает заповеди всему человечеству.

То, что называется «семь заповедей сыновей Ноаха» — это минимальный кодекс ограничений, который позволяет человечеству не разрушить мир.

Наши еврейские заповеди — дают нам возможность активно влиять на мир через духовные «каналы» с которыми связаны заповеди.

Объясняет каббала, что соблюдающие заповеди евреи, живущие среди народов мира, приносят благословение этим народам.

А Израиль как государство евреев, соблюдающих заповеди, может принести благословение всему миру.

Это и есть программа «максимум», которую Вс-вышний через Тору дал человечеству.

Все люди должны понимать с помощью Торы, как реализовать свой потенциал. А «избранный» для работы народ должен «вливать жизнь» во всю эту систему, «соединяя Небо и Землю» с помощью системы заповедей. Это и есть идеальное функционирование мира.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.