Торт со свечками – есть ли проблема? - Александр-Цви Сыпков - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Торт со свечками – есть ли проблема?

Помочь уроку

На просторах социальных сетей мне встречалось мнение, что торт со свечками на день рождения — это авода зара в явном виде и не хорошо евреям устраивать тортики со свечками ни себе, ни своим детям. Я, честно говоря, даже не интересовался мнением алахи по этому вопросу, так как в моем детстве не было обычая украшать торт свечами. Обычай этот в СССР не был особо распространен, хотя и был известен по книгам и фильмам. И вот, сподвигнутый такими страшными комментариями, я решил уяснить раз и навсегда, украшать торт свечками или нет, а если да – то тушить или нет.

Во-первых, хочу привести здесь самый распространённый довод против свечей на торте: “Это прямая греческая традиция с пирогами в виде полумесяца, которые ставили на жертвенник Артемиде”. “Обычай вставлять в торт зажженные свечи произошел от греков… Медовые пироги, круглые как луна, со свечками ставили на жертвенник храма Артемиды…”

В принципе, это достаточно веская причина, чтобы запретить украшать торт свечами, если бы не пару “но”, которые не дают полной аналогии обычая дня рождения с обычаем греков. Самое главное отличие — свечи на торте зажигают, чтобы их потушить практически сразу, чего нет у греческих пирогов. Другое немаловажное отличие — торт со свечами, как Вы заметили, ставят на стол перед юбиляром, а не на жертвенник перед идолом.

Но это всё мои рассуждения, которые никого ни к чему не обязывают и пока из них не следует, что торт со свечками можно разрешить. Однако, хотелось бы узнать мнение авторитетов. И как мне показалось, у каждого направления иудаизма могут быть свои мнения на этот счет. Как оказалось, это не так и в этом вопросе наблюдается относительное единодушие.

Например, на хабадском сайте в разделе “Вопрос раву” на вопрос о тортике со свечками безымянный хабадский рав ответил, что есть такая информация, что так делали идолопоклонники в честь идола, однако вопрос решает положительно с символическим уклоном и с оговоркой:

מכל מקום, אם אתם רוצים להדליק נרות, מדוע לכבותם? ביום ההולדת שלנו אנו חוגגים את המשך החיים. בכל שנה אנו מתחזקים פיזית ורוחנית. מבחינת הסמליות היהודית, נר מייצג את נשמת האדם, והדבר האחרון שאנו רוצים לעשות ביום שבו אנו חוגגים את החיים הוא לכבות אותו.

В любом случае, если вы хотите зажечь свечи, зачем их гасить? В наш день рождения мы празднуем продолжение жизни. С каждым годом мы укрепляемся физически и духовно. В символическом понимании иудаизма свеча представляет собой душу человека, и последняя вещь, которую мы хотим сделать в день, когда мы празднуем жизнь, — это погасить её.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Вывод из всего сказанного: если хотите украсить торт свечками — на здоровье, только не гасите их, как это принято сейчас у народов мира, иначе никакого здоровья не будет.

Модерн-ортодоксальный (не путайте с реформизмом – модерн-ортодокс – это кашерное направление в иудаизме) рав Юваль Черлов на подобный вопрос отвечает еще проще и с юмором:

איני מבין למה שיהיה איסור. אם החשש הוא מפני טפטוף הנרות על העוגה, אין טפטוף זה אסור באכילה — הוא לא ראוי למאכל כלב, וכל מה שצריך לעשות הוא להסיר את הטפטוף ולאכול בשמחה עם הילד.

Не понятно, почему это может быть запрещено. Если из-за опасения, что свечи накапают (воском) на пирог, то капли (воска) не запрещают еду — так как они не пригодны для еды собаки, и все что нужно сделать, так это убрать капли и съесть, радуясь за ребенка.

Опять мы видим, что можно украшать свечками торт. Единственное, чего нет в этом ответе — это про тушение свечек. А это совершенно отдельная тема, которую хабадский рав постеснялся подкрепить ссылками, а модерн-ортодокс рав проигнорировал. Между тем, в книге Каф а-Хаим от имени благословенной памяти наших мудрецов пишут открытым текстом следующее:

ארז״ל אל יכבה אדם הנר בפיו ודמו בראשו.

Говорят благословенной памяти наши учителя: не потушит человек свечу ртом, (иначе) кровь его на голове его.

Имеется в виду, что задувать свечу ртом не хорошо, так как может произойти что-то нехорошее и “кровь его на голове его”, т.е. сам виноват, что это вызывает сверхъестественные негативные последствия. Однако, далее Каф а-Хаим добавляет:

והא דנוהגין הנשים בע»ש לכבות את הנרות בפיהם שומר מצוה לא ידע דבר רע

И вот принято у женщин в канун шаббата гасить свечи ртом, хранящий заповедь не узнает злой вещи.

Пока еще не ясна причина, по которой запрещено гасить свечу ртом, но понятно, что негативный эффект от этого небезусловный. Причину запрета приоткрывает Хупат Элияhу Раба:

Всю книгу читать не рекомендую, чтобы не пришлось на десятой странице бежать к окулисту. Все нужное я выделил. Автор пишет о трех вещах, связанных со свечами, от которых будет человеку “кровь его на голове его”. Вторая из этого списка: не гасить свечу ртом. А причина — из-за эпилепсии. Т.е. гашение ртом приводит каким-то образом к тому, что организм человека может стать склонным к припадкам. Сам механизм не раскрывается. Но я слышал, что это связано с тем, что дыхание соединено с нефеш – витальной душой и при дуновении на огонь витальная душа получает повреждения.

Теперь нам ясна причина, которую символическим образом разъяснил безымянный хабадский рав. Между прочим, со ссылкой то на слова мудрецов (без уточнения), то на Хупат Элияhу Раба есть еще полдюжины источников, запрещающих тушить свечу, дуя на нее. Среди них — Бен Иш Хай, Бейт Йехезкель и др. Теперь хочу сказать, что выражение тушить “ртом” (בפיו) означает именно дуть на пламя свечи и таким образом гасить его. Об этом говорит явным образом, например, в Нишмат Шаббат:

ואגב יש מנהג שלא לכבות נר ברוח פיו, רק ע»י ידיו

Кроме того, есть обычай, чтобы не гасить свечу дуновением рта, только посредством рук.

Напоминаю, что написанное о гашении свечи ртом, написано о любой свече, а не только о свече на торте в честь дня рождения. Проблема с тортом, как нам теперь кажется, теперь только одна — не нужно задувать свечи ртом. И об этом пишет Йеладим кэ-алаха:

יזהרו הילדים לא לכבות נרות בפה ובפרט נרות עוגת יום הולדת וכדו’, משום סכנה

Пусть будут осторожны дети, чтобы не гасить свечи ртом и, в частности, свечи на торте в честь дня рождения, из-за опасности.

И этой цитатой возвращаемся в начало нашей темы: получается, что торт со свечками — это ни служение Артемиде, ни марит айн, а вполне легитимная вещь, так как никто не запрещает украшать торт свечами. Проблему видят в гашении ртом, причем не только свечей на торте, но и любой свечи в принципе.

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Александр-Цви Сыпков Помочь уроку

Изучаю Талмуд в саратовской синагоге на ул. Посадского.
Темы, которыми мне интересно поделиться - это кашрут и сгулот, а также необычные места в святых книгах.