Поделиться

Траектории камня | Зарисовка. Глава Насо

Если бросить камень вверх – он упадёт на голову. А если в соседа? Оказывается, в еврейском пространстве – тем более! Посмотрите, что такое в глазах Творца «простая» деловая честность и добросовестность.

Говори сынам Израиля: мужчина или женщина, если совершат какой-либо из грехов человека, злостно злоупотребляя против Г-спода, и повинна эта душа”.

Можно перевести ещё “злоупотребляя доверием” или “растрачивая”.

Во фразе столкнулись несколько тем, высекая искры смысла. Из лишней подробности “мужчина или женщинаучится, в частности, полное равноправие полов во всех запретах и наказаниях Торы. Из контекста и Традиции нам известно, что в первую очередь пасук подразумевает грабёж. Но женщина редко грабит! Мы могли бы посчитать, что её проступок легче. Есть такой принцип в еврейском законодательстве: к редким и маловероятным событиям мы зачастую снисходительнее. Например, коли положишь камень на своей крыше так, что он скатится от обычного ветра – плати за ущерб. А если от урагана – что ж, соседу не повезло… Текст предупреждает: женщине не будет скидки. Верни похищенное, добавь к нему в качестве штрафа и компенсации пятую часть (имеется в виду “пятая четверть”, 25% от похищенного). И – неси повинную жертву в Храм, ведь ты нарушил (-ла) Слово Создателя, строжайше запретившего воровство и грабёж!

Не могу удержаться, чтобы не привести здесь толкование Сифтей коэн на возвращение украденного с добавкой четверти. Если кто-то подталкивал, совращал тебя на грех и ты, увы, оступился – рассматривай “долю совратителя” в этом лишь как четверть, а свою – как остальные 4 четверти! Даже то, что Первый Человек, отведав от запретного, привёл в мир смерть – лишь одна пятая от твоей смертности. “Нет смерти без греха” (Талмуд). Ленясь, ты сам себя помещаешь на уровень праха и тлена.

Тора идёт дальше и включает в запрет грабежа два разных вида гермафродитов (словом “душа” – значит, любая душа). И предупреждает — ребёнку тоже нельзя грабить (но наказания нет – глуп ещё). А коли обманутый либо ограбленный умер, верни взятое его наследникам. Ежели он бездетный гер (прозелит), возвращаемое передают коэнам той смены, которая сейчас несёт службу в Храме. Но вот если умер преступник, то единственное, от чего будут освобождены его наследники – от повинной жертвы. Отца искупила смерть. Вернуть неправедно добытое они обязаны.

Пишет Хатам Софер, что, поскольку слово “человек” стоит здесь с определённым артиклем, подразумевается нееврей. Несколько раз в Танахе о народах говорится именно в этой форме, о евреях же – без артикля. Тора вновь запрещает обижать человека, перешедшего в еврейство. Творец объявляет еврея, ограбившего прозелита, злодеем, оскорбившим Его Самого и посягнувшим на Его собственность! Ведь новичок может посчитать Закон Торы и народ Б-га бесчестными и безжалостными…

Зато Книга Зоар выводит из определённого артикля перед “человеком”, что тут намёк на Первого Адама. Подобно тому, как он одним проступком обрушил и искривил всю вселенную, так и ты, его потомок, можешь одним грехом осквернить высшие и низшие миры. А праведным действием, одной заповедью – поднять их и осветитить. Помните знаменитую сентенцию: “Б-г – тень человека”?!

Другое возможное значение “посягательства на Б-жественное” – некто украл, а потом поклялся Его Именем, что не брал (Рамбан). Грех ложной клятвы, быть может, ещё тяжелее. И разъясняют учителя, что само понятие “злоупотребить” здесь надо рассматривать как “восстать”. Обмануть доверие друга и Б-га. Например, кто-то дал тебе вещь на хранение или безбоязненно пустил тебя в дом, в свою фирму. Почему? Потому лишь, что ты еврей, служитель Создателя. Вы оба знаете, что между вами стоит Ведающий сокрытое. Обманув, ты заявишь, что нет над нами Высшего Судьи!

Само же выражение “грехов человека” обнаруживает две грани: грех против человека и грех, особенно свойственный людям. “Самая человеческая страсть” – стремление к деньгам, любовь к имуществу. Автор Канфей нешарим (“Орлинных крыльев”) поэтически предостерегает нас: будь очень расторопен в день своей битвы с дурным началом, не сваливайся в бездну стяжательства, иначе осквернишь ты душу свою…

Не только, впрочем, свою. Комментаторы выводят из грамматики следующих друг за другом пасуков, что “виновная душа” – это единая душа всего Израиля! До и после текст стоит во множественном числе, а здесь – “душа”. Каждый человек, который посягает на имущество ближнего, словно бы плюёт в душу всего нашего народа. В душу мира. Как, впрочем, и любители склок. Тора же была дана народу, который “как один человек, как единое сердце”!

Удивительную связь находит Бааль атурим между порядком тем нескольких пасуков нашей главы и первым днём человечества. Змей, совративший на грех Хаву и Адама и оклеветавший Б-га и человека, наказан болезнью “цаарат”. Женщина, подтолкнувшая мужа – тем, что у неё появился “женский цикл”, часть которого она ритуально нечиста. Адам, прямо преступивший Волю Создателя и взявший запретное, стал смертен. Видите, с какими всемирными субстанциями мы встречаемся в отрывке, требующем простой деловой честности?! Не оттого ли в мире не очень весело, что нам ещё есть здесь над чем поработать?

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com