“И не дал вам Г-сподь сердце, чтобы познавать, глаза видеть и уши слышать до сего дня”. И это — “любимцы Б-га”, народ-избранник!? Выделим момент, на котором ставят акцент Виленский гаон и Мальбим. Человек постигает мудрость тремя главными путями:
- интеллектуальными усилиями, “настраивая” своё сердце на мудрость;
- пробуждаясь от обыденной полу-спячки при виде вещей незаурядных;
- воспринимая знания, пришедшие от отцов.
Эти 3 способа зашифрованы как
- “познающее сердце”,
- “видящие глаза”
- “слышащие уши”.
Наивысшее из них, конечно – личная устремлённость к истине (“сердце”), пониже – умение делать глубокие выводы из происходящего (“видение”), а последнее – когда просто доверяешься сказанному. Но без него, без “базиса” знаний, перенятых от истинных мудрецов, пирамида не может быть построена. Человека обязательно занесёт в иллюзорный мир… Эти же три пути приводят к вере. Как сказал пророк Йешая, укоряя народ: “Утучнело сердце народа этого, и отяжелели уши его, и стали близорукими его глаза…” Они соответствуют Торе Письменной (видимой), Устной Торе (Традиции) и тайнам Торы, для раскрытия которых человек должен совершенно очиститься от мелкого.
Главный и первый “сосуд” воспринятия вечной мудрости Торы – “слух”, соприкосновение с тысячелетней Традицией. И поэтому основной символ еврейской веры, утверждение абсолютного единства и всевластия Б-га начинается: “Слушай, Израиль!” Но не останавливайся только на слушании…